Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Триптих «Положение во гроб» считается самым ранним из сохранившихся произведений Робера Кампена. Наряду с Яном ван Эйком он считается одним из первых знаменитых мастеров ранней нидерландской школы, который полностью отошел от канонов интернациональной готики.
На центральной панели изображено погребение Христа, во время которого Его мать Мария, Иосиф Аримафейский, Никодим и Мария Магдалина заворачивают тело Господа в саван. Другие фигуры скорее всего являются персонажами, которые были свидетелями мук Христа. Мария опирается на святого Иоанна, являясь воплощением скорби. Мария Магдалина втирает масло в ноги Христа, а святая Вероника держит в руках лоскут ткани. Ангелы несут различные атрибуты Страстей Христовых, что служит напоминанием о мучениях и великой жертве Иисуса за человечество. Примечательно, что две жены-мироносицы написаны спиной к зрителю, чтобы не отвлекать взгляд от тела Христа
На левой панели у подножия Голгофы изображен коленопреклоненный заказчик данного произведения. На правой панели мы видим воскресение Иисуса - Господь парит над собственным гробом. Все сюжеты обрамлены золотыми виноградными лозами, символизирующими животворящую кровь Христа и чад церкви.
«Положение во гроб» знаменует переход к реализму и созерцательности, свойственным нидерландскому искусству, сохраняя при этом декоративный золотой фон, характерный для традиционного средневекового искусства. В пластике фигур ощутимо влияние работ Клауса Слютера.
История создания
«Положение во гроб»- одна из самых ранних работ Кампена, по крайней мере из тех, что сохранились. Причиной тому является ересь иконоборчества, бушевавшая в 16 веке в Нидерландах. Из-за нее погибли многие алтарные работы той эпохи.
В этой работе художник преднамеренно отходит от идеалистического стиля изображения святых персонажей, представляя их такими, как обычные люди: уязвимыми, страдающими, не всегда красивыми. Заказчик работы доподлинно не известен.
Отношение автора к вере
Робер Кампен жил в ту эпоху, когда религия была основополагающей частью жизнью каждого человека. Сам живописец воспитывался в христианской вере и исповедовал божественные истины через свои произведения - библейские темы были главным направлением в творчестве художника.
Ключевой особенностью творений Кампена является передача образов святых не условно, но максимально реалистично. Мастер стремился запечатлеть не только то или иное события, но и показать глубокие эмоциональные переживания библейских персонажей, приблизив тем самым их к пониманию современниками. В композиции «Положение во гроб» даже ангел, стоящий у гробницы Христа, изображён плачущим.
Можно утверждать, что Робер Кампен в полной мере использовал свой талант для проповеди вечных христианских истин.
Биография
О художнике Робере Кампене, которому приписываются картины Флемальского мастера, известно достаточно много. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветающей столице графства Эно (Геннегау). Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года.
В 1410 году он получил права гражданства в крупном фламандском городе Турне и стал там городским живописцем. В документах городского архива сохранились данные о том, что ему принадлежало несколько домов в Турне, что свидетельствует об определенном материальном благополучии Кампена. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников, среди которых были известные впоследствии живописцы Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Есть мнение, что в 1427 году Турне посетил Ян ван Эйк, приехавший в город, по всей видимости, для знакомства с искусством Кампена.
Кампен играл тогда важную роль в общественной жизни города, брался за самую разнообразную работу, от фресок до картонов для шпалер, не говоря уже о менее крупных заказах. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438 году.
Художник скончался в Турне 14 апреля 1444.
Автор текста: Миненко Евгения.