Положение во гроб - Шебуев Василий Кузьмич
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Шебуев В.К. пишет произведение на евангельский сюжет погребения Спасителя, ближе всего иллюстрирует слова «Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» (Мк.15:46-47). Художник, работая в академической манере, соединяет земные события и небесный мир на одном полотне. В нижней части композиции изображены каменные палаты, в которые ведет длинная лестница, виднеющаяся в правом углу картины. Это римские сводчатые строения, в которых совершали захоронения. В верхней части полотна изображен горний мир – отверстые небеса и ангелы на облаках.
В каменных палатах разворачивается драматическое событие. В центре изображен мраморный саркофаг, в который полагают тело Христа Иосиф Аримафейский, принесший плащаницу, и Никодим. Иосиф был богатым и знатным человеком, это давало ему возможность испросить у Пилата разрешения на погребение тело Христа. В иудейской среде была традиция – знатные люди заранее обеспечивали себе место для погребения, это были гробницы в скалах. Никодим принёс благовонный состав из смирны и алоэ, чтобы умастить тело Иисуса.
Божия Матерь изображена в синих одежда, Она склонилась к телу Сына и бережно держит Его левую руку. Любимый ученик Иоанн Богослов наклонился к изголовью Спасителя. Позади них расположена группа женщин. Мария Магдалина и другая Мария изображены прямо под крестом, а чуть поодаль, возможно, представлена Саломея. Отверстые небеса над крестом являют символ мира горнего, а само Распятие, на котором размещен терновый венец, является символом единения двух миров, их примирения и обретения Царствия небесного. Художник выписывает одежды героев изумительным колоритом, насыщенные цвета, приглушенный тон, обилие струящихся складок, составляют богатую гамму звучания скорбной темы произведения. Одежды героев, как драпировки обрамляют почти прозрачное тело Христа.
Фланкируют эту композицию фигуры ангелов, они словно молчаливые наблюдатели смерти своего Создателя. На переднем плане стоит металлическая посуда – таз и кувшин с водой, а рядом лежит губка для омовения. По иудейской традиции тело человека омывали, умасливали благовониями, заворачивали в плащаницу и полагали в каменную пещеру. Композиция пронизана скорбью, торжественностью и ощущением величия происходящего.
История создания
Это позднее полотно художника, написано было в 1848 году, вскоре после смерти дочери и жены. Произведение хранилось в мастерской художника.
Отношение автора к вере
Василий Шебуев с детских лет отличался трудолюбием и прилежанием. Обучаясь в Академии художеств, юный живописец навсегда изберет для себя исторический и религиозный жанры, а последнему будет отдавать особенно много творческих сил. В 1806 году В. Шебуева отзывают из пенсионерской поездки по Италии для росписи строящегося собора Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Этот храм станет одновременно памятником русскому воинству и «храмом славы русских художников». В.К. Шебуев исполнит для храма несколько композиций, а также образы трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. За эскиз композиции «Вознесение Богоматери на небо» для Казанского собора в 1807 году получил звание академика. Это была большая ответственность и честь для юного художника.
В 1830-е годы он был приглашен для оформления Екатерининской церкви в здании Академии художеств, Дворцовой церкви в Царском Селе. Примечательно, что Император Александр I выделил художнику сверх условленной суммы еще 5000 рублей ассигнациями, удостоил звания императорского живописца и назначил пожизненный пенсион 35000 рублей.
В конце 1830-х годов художник напишет композицию «Тайная Вечеря» для Сионского собора в Тифлисе и для церкви Святой Екатерины при Академии художеств. «Подобно славной фреске Леонардо да Винчи, картина этого сюжета г. Шебуева есть, бесспорно, лучшее его сочинение», – писал биограф художника. В 1840-годы художнику было доверено наблюдать за ходом росписи собора Исаакия Далматского в Петербурге, также в это время он исполнил ряд композиций для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге.
Его христианские образы по-евангельски ясны, сосредоточены, в своей манере он был близок реалистичной передаче событий. Картины наполнены возвышенными чувствами, духовно сильны и жизненно правдивы. Современники видели в этом зачатки нового религиозного стиля, соединяющий мистический смысл и правдивость бытия.
По воспоминаниям современников, незадолго до своей смерти Шебуев обошёл всех учеников старшего возраста в мастерских и со всеми попрощался, предчувствуя свою скорую кончину. «Кто полагал постоянный труд в изображении Бога, Его святых, сонма ангелов, тот и умер как твёрдый христианин, кистью своею раскрывший перед нами небо», – написал его биограф Николай Рамазанов.
Биография
Василий Козьмич Шебуев родился 2 апреля 1777 года в Санкт-Петербурге, в семье дворянского происхождения. Его отец занимал место смотрителя при кронштадтских магазинах Адмиралтейств-коллегии. Обнаружив ранние художественные способности ребенка, в сентябре 1782 года, когда Василию Шебуеву было всего пять лет, родители отдали его на учебу в петербургскую Академию художеств, где он получил блестящую школу академического рисунка и живописи. В Академии Шебуев был в числе первых учеников. Избрав в 1791 году своей специальностью историческую живопись, он стал заниматься ею под руководством И.А. Акимова и Г.И. Угрюмова.
В 1794 году художник был награждён уже второй серебряной медалью за рисунок с натуры, а три года спустя — второй золотой медалью за картину «Смерть Ипполита». Окончив Академию с аттестатом первой степени и малой золотой медалью, Шебуев в 1803 г. отправился в Рим в пенсионерскую поездку, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду относится работа "Гадание. Автопортрет" (1805-1807), занимающая особое место в творчестве художника. В этой картине чувствуется радость жизни, уверенность молодого художника в своих силах и прослеживаются нотки романтизма, набирающего силу как художественное направление в начале XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот автопортрет у себя.
В 1806 г. Шебуев вместе с другими пенсионерами был отозван домой в связи со строительством Казанского собора в Петербурге. Художник много отдал сил для подготовки учебных пособий по анатомии ("Антропометрия", 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала Академии ("Торжество на Олимпе", 1832; роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии. Работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.
Шебуев много работал в портретном жанре. Его портреты отличаются психологической точностью и стремлением максимально искренне передать их облик – «Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина» (1833, Русский музей), «Портрет неизвестной в коричневом платье» (1837), «Портрет жены» (середина 1840-х).
С 1842 года становится заслуженным ректором живописи и ваяния Академии Художеств, и до конца своих дней оставался преподавателем, имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А. А. Иванова, Ф. А. Бруни, П. В. Басина. Умер 17 июня 1855 г. от холеры, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.
Автор текста: Чердинцева Лидия Николаевна.