Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В основе произведения Джотто лежит эпизод из 20 главы Евангелия от Иоанна, описывающий встречу воскресшего Господа со своей ученицей Марией Магдалиной. Придя рано утром помазать тело Христа маслами, Мария обнаружила пустой гроб, а самого Иисуса сначала приняла за садовника, но потом, услышав знакомый голос, признала Спасителя: «Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!» (Ин.20:16). Но Христос останавливает ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин.20:17). Этот сюжет получил название «Noli me tangere», что значит «не прикасайся ко мне».
В задачу мастера входило как раз изображение этой загадочной реплики. Действие на картине происходит на фоне темно-синего ночного неба и мирного израильского пейзажа с характерными каменистыми холмами и небольшими деревцами. Мария, узнав своего Учителя, падает ниц на колени, протягивая руки к Христу. Очевидно, что в этот момент боль утраты в сердце Марии сменилась огромной радостью встречи, но в то же время страхом перед неведомым. В спокойном взгляде Христа видится любовь и понимание ее чувств, однако фигура Спасителя стоит несколько отстраненно. Останавливающим жестом рук Господь сдерживает желание Марии прикоснуться к Нему. Белоснежная одежда Иисуса и алое платье Марии контрастируют друг с другом. Таким образом, мы видим разницу сфер, в которых пребывают человеческое существо и преображенное тело воскресшего Христа. В левой части фрески на надгробии сидит ангел, выполняющий роль свидетеля происходящего действа.
Джотто сделал свою интерпретацию данного сюжета максимально натуралистично. В своем изображении человеческих фигур мастер отходит от средневековых традиций, и его «натурализм» заключается в передаче первозданной психологической глубины, которая вызывает эмоциональный отклик у зрителя. Подобный накал чувств присутствует во всем цикле фресок капеллы, что делает достижения Джотто совершенно уникальными.
История создания
Капелле Скровеньи в Падуе посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (итал. Santa Maria della Carità). Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи. Этот человек был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти. Украшение интерьера капеллы Энрико поручил Джотто, первому художнику Италии того времени.
Есть предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца — Реджинальдо, которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75). Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение — в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери.
Отношение автора к вере
О личной жизни Джотто ди Бондоне нет исчерпывающих сведений. Однако художник родился в ту эпоху, когда вера была неотъемлемой частью жизни каждого человека. Своей жизнью и творчеством мастер не раз доказал, что он был истинным христианином. Почти все его труды - это живописные произведения, рассказывающие о житии Христа, святых и современников библейских событий. Эти сюжеты Джотто стремился трактовать реалистично, искренне и эмоционально доступно для простых людей, тем самым неся слово Христа в мир через язык живописи.
Биография
Джотто ди Бондоне родился предположительно в 1266 или 1267 году в небольшом городке Веспиньяно, ныне Виккьо, расположенном к востоку от Флоренции, в семье кузнеца. В архивах церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия, сохранились записи о его рождении. Однако автор знаменитых «Жизнеописаний» и основоположник современного искусствознания, Джорджо Вазари, утверждал, что будущий художник вырос в семье крестьянина. Известный на тот момент, флорентийский живописец Джованни Чимабуэ, однажды увидел, как молодой пастушок рисует на камне овцу и восхитился его умением. Так Джотто стал учеником умелого мастера кисти и даже вскоре превзошел своего учителя, нарисовав на одной из его незаконченных работ муху, да так реалистично, что Чимабуэ пытался согнать ее. Учитель и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо в Ассизи, где Чимабуэ понял, что перед ним — уже сложившийся художник.
Джотто ди Бондоне состоял в браке с Чиутой ди Лапо дель Пела, и у них было 8 детей, один из которых тоже стал художником. Мастер расписал несколько храмов и капелл, по заказу кардинала Якопо Стефанески создал монументальную мозаику Навичелла, работал при Папском дворе в Авиньоне и некоторое время являлся главным архитектором города Флоренция.
Джотто ди Бондоне умер 8 января 1337 года во Флоренции, во время работы над фреской «Страшный суд» в капелле Барджелло.
Автор текста: Миненко Евгения.