Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Работа талантливого художника эпохи символизма Мориса Дени «Марфа и Мария» создана на широко известный евангельский сюжет о двух сёстрах, принявших в своём доме Христа. Согласно библейскому повествованию, Иисус, находясь в пути, проходил мимо дома, где жили Марфа и Мария, женщины, узнав Господа, с радостью пригласили Его к себе отдохнуть. На картине художник отразил момент, когда Христос сидит за столом, а одна из сестёр, Марфа, хлопочет о еде и напитках, чтобы угостить гостя. Её легко узнать по тарелке с яствами, которую женщина держит в руке, поднося к столу. Вторая из сестёр, Мария, в это время смиренно сидит подле Иисуса и внимает Его словам.
Интересно отметить, что художник изобразил Марию в белоснежных одеждах, таких же, как и у Христа. Тем самым он уподобил её ученикам Господа, она выбрала слышать о Царствии Небесном, нежели суетиться. Напротив, Марфа облачена во всё чёрное, как будто Дени напоминает, что чрезмерная забота о мирском приведёт к скорби. Ещё одна необычная деталь не ускользает от взора зрителя: мастер оставляет своих персонажей практически безликими, на лицах отсутствуют эмоции. Однако позы фигур говорят красноречивее их взглядов и раскрывают нам подлинное значение этой библейской истории.
История создания
Произведение было закончено Морисом Дени в 1896 году. В те годы ещё молодой художник только начинал активно и серьезно заниматься живописью, развивая свою манеру письма и делая полотна узнаваемыми широкому кругу. Сцена встречи Марфы и Марии со Христом достаточно часто встречается среди живописцев, воплотивших на полотнах религиозные сюжеты. Но и в этой работе Дени отразил свой уникальный взгляд на привычную, казалось бы, сцену. Каноническая иконография получает в его исполнении современную трактовку. Древний библейский эпизод разворачивается на фоне знакомых автору пейзажей Сен-Жермен-ан-Ле. Картина наполнена различными символическими деталями, а женские силуэты неизменно напоминают любимую жену художника Марту. В настоящее время данное произведение находится в коллекции Государственного Эрмитажа, куда оно поступило в 1948 году.
Отношение автора к вере
Рубеж конца XIX – начала XX веков во Франции стал периодом возросшего интереса к духовно-нравственным проблемам. Это незамедлительно отразилось и в искусстве, в частности, в живописи. Дени Морис с детства рос человеком верующим, он «… мечтал вернуть веру своему безбожному миру, внедрить ценности религии в самое течение современной жизни». С самого начала своего творческого пути художник вдохновлялся Священным Писанием, особенно Новым Заветом, воплощая на холсте различные образы. Полотна проникаются религиозно-мистическими настроениями.
Дени Морис принимал участие в росписи церкви в Везине, поздний период его творчества также ознаменован росписями соборов и многочисленными религиозными полотнами. Главной целью искусства он видел гармоничное сочетание каноничности иконографии и собственных религиозных переживаний. Работы мастера пронизаны сакральным символизмом и отражают его искреннюю и глубокую веру в Бога.
Биография
Дени Морис, известный художник-символист, родился 25 ноября 1870 года в Гранвиле. В 1882 году Морис поступает в лицей Кондорсе. Здесь он знакомится с Орельяном Люне-По, Керр-Ксавье Русселем, Эдуардом Вюйаром. Сама атмосфера располагала к занятиям искусством, и Дени начинает заниматься рисунком. Он берет уроки живописи, копирует работы других мастеров. В 1888 году Дени начинает обучение в академии Жюлиан в Париже. Позднее он переходит в Школу изящных искусств.
Огромное влияние на начинающего художника в этот период оказывают Гоген, Пюви де Шаванн, Сезанн. Дени становится участником группы «Наби». Члены этой организации стремились к возрождению принципов монументальной живописи. Общность идей на некоторое время объединила художников, входящих в эту группу. Творческие принципы группы «Наби» Дени формулирует в статье «Искусство и критика». Идеи этого направления отразились в картинах Дени. Они отличаются бедностью красок, мягкостью линий, простотой форм. Появляется стремление к гармонии, монументальным формам.
В этот период Дени занимается росписью зданий, созданием театральных декораций. Он принимает участие в росписи плафона Театра Елисейских полей. В 1919 году художник принимает участие в организации «Мастерских религиозного искусства», становится главой «нео традиционалистского» направления в живописи.
Поздний период творчества Дени оказался не очень плодотворным. В основном в это время художник работает над трудами по теории искусств. Он много путешествует, читает лекции. Если раньше основой картины Дени считал композицию, то в позднем творчестве он все больше внимания уделяет сюжету. Морис Дени скончался 13 ноября 1943 года в Париже, попав под машину.
Автор текста: Татьяна Абрамова.