Христос в доме Марфы и Марии - Стен Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос в доме Марфы и Марии
Христос в доме Марфы и Марии
Автор: Стен Ян
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Христос в доме Марфы и Марии
Жанр: Художественное
Год создания: 1655 г.
Эпоха/течение: Барокко, Золотой век Голландии

Описание произведения

 

    В земной жизни Иисуса Христа были не только ученики, но и друзья, которых Он искренне любил. Об одном таком семействе, преследуя назидательную цель, рассказывают евангелисты Лука и Иоанн. Марфа и Мария были сестрами Лазаря из Вифании. "Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря" (Ин.11:5). Лазаря Церковь называет Четверодневным в знак того, что он четыре дня находился во гробе и был воскрешен Христом. Иисус часто останавливался в доме сестер Лазаря.
     "В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Лк. 10:38-42).
    Этот евангельский рассказ учит в любой жизненной ситуации искать главное, между земным и духовным выбирать духовное, несмотря на целесообразность мирской точки зрения. Материальные заботы необходимы, пока они не заслоняют Христа, не становятся смыслом жизни. Образы сестёр, деятельной Марфы и созерцательной Марии, стали примером двух служений в жизни христиан.
       Евангельский сюжет о посещении Господом дома Марфы и Марии является одним из самых распространенных в религиозной живописи. Картина Яна Стена, иллюстрирующая этот эпизод, представляет собой жанровую сцену. Следуя традиции своего времени, художник поместил действие рассказа в помещение голландского дома. За прямоугольным столом, накрытым белой скатертью сидит Иисус. Его одежда написана в традиционных иконографических цветах: красном, говорящем о принадлежности к царскому роду и синем, означающем небесную мудрость и чистоту. Обращаясь к женщине, стоящей напротив, Христос разводит руками, показывая насколько пусты ее хлопоты и заботы.
    На первом плане картины изображена Мария, сидящая на невысокой ступени у ног Иисуса. Ее глаза прикрыть, а голова опирается на руку. Создается впечатление, что девушка погружена в глубокие раздумья и душевные переживания. В западноевропейской художественной традиции Мария ассоциируется в грешницей, отершей ноги Христа своими волосами. В помещении присутствуют еще двое мужчин, которые не поддаются идентификации. Это могут быть Лазарь и один из учеников Спасителя.
     В левом нижнем углу показан натюрморт с рыбой, изображение которой в религиозных картинах является символическим образом Иисуса Христа.

 

История создания

 

    Картина "Христос в доме Марфы и Марии" написана Яном Стеном в 1655 году. Годом ранее художник оставил мастерскую своего тестя, выдающегося пейзажиста Яна ван Гойена, где проработал пять лет. Вместе с семьей он переехал в Делфт, где по предложению своего отца возглавил таверну. В произведении мастера еще чувствуется влияние его наставника ван Гойена. 

 

Отношение автора к вере

 

      Ян Стен родился в семье, принадлежавшей протестантской конфессии. Движение реформации в Европе в XVI веке почти полностью отвергло традиции католического искусства, созданного в период Высокого Возрождения. Следуя новым художественным тенденциям, мастера создавали гораздо меньшее количество произведений искусства. Церкви ограничили наличие крупных полотен, а некоторые оказались от них совсем. Однако наличие религиозных и светских картин в домах не запрещалось.
        Художники в протестантских странах сосредоточились на светских жанрах, таких как историческая, пейзажная, портретная живопись и натюрморт. То, что Ян Стен значительную часть своих работ посвятил религиозной тематике, говорит о его интересе к изучению библейской истории и слова Божьего. Религиозные произведения Стена зачастую имеют скрытую мораль и легкую иронию, помогающую пониманию назидательно-нравственной цели произведения.
       Биографы Арнольд Хоубракен и Кампо Вейерман создали в своих трудах образ Яна Стена как кутилы и пьяницы. Однако их рассказ о художнике не заслуживает доверия и, вероятно, вызван тем, что живописец нередко выводил себя в жанровых сценах в неприглядном виде. Прожив длинную и непростую жизнь, он отличался веселым нравом и умением сохранять оптимизм в трудных обстоятельствах. Ян Стен отличался трудолюбием и написал более 800 картин, из которых до наших дней сохранились 350. Похоронен художник в протестантской церкви святого Петра.

 

Биография

 

     Голландский художник и непревзойденный мастер бытового жанра Ян Стен родился в 1626 году в городе Лейдене на юге Голландии в обеспеченной семье. Его отец был владельцем местной таверны. Ян получил начальное образование в латинской школе, а затем выразил желание стать художником. Родители поддержали сына и отдали его на обучение в Утрехт к известному мастеру живописи Николаусу Кнюпферу. Предполагают, что потом Стен обучался в Харлеме у Адриана ван Остаде и, возможно, у Дирка Халса. Искусствоведы находят в его творчестве признаки близкого знакомства с творчеством амстердамских художников начала XVII века, специализировавшихся на изображении жанровых сценок.
      Уже в 1648 году молодой Ян вместе с приятелем Габриелем Метсю основал в родном Лейдене Гильдию художников Святого Луки. Но заказов было очень мало, поэтому Стен через полгода с радостью принял предложение Яна ван Гойена стать помощником этого влиятельного художника и переехал в Гаагу.
      В 1649 году Ян Стен сочетался браком с дочерью ван Гойена Маргриет и успешно проработал с тестем в течение последующих пяти лет. Но в 1654 году отец предложил Яну возглавить таверну «De Slang» в другом городе и художник без колебаний согласился. Стен с семьей переехал в Делфт и строил грандиозные планы развития пивоваренного бизнеса, но этому не суждено было случиться. 12 октября того же года случилась катастрофа — взорвались городские склады пороха. Более 100 жителей погибло, несколько тысяч получили ранения, а большая часть города была полностью разрушена. Последующие три года были очень сложными для семьи. В пострадавшем от взрыва городе интерес к живописи сильно упал, а посетителей в таверне было крайне мало. Но именно в этот период начался расцвет творчества художника. Он нашел свое призвание — жанровые веселые картины и с удовольствием писал их одну за другой.
     В 1660 году Ян Стен с семьей навсегда уехал из Делфта. Он поселился в деревне Вармонд и полностью посвятил себя искусству. В 1670 году умерла Маргриет и Стен остался вдовцом с шестью детьми на попечении. Художник решил вернуться в родной Лейден, где был тепло принят горожанами и местной гильдией художников. Спустя два года Голландия подверглась агрессии со стороны Франции, Англии и немецких княжеств.  Художественный рынок Нидерландов пришел в упадок и Стен приобрел лицензию на открытие таверны, чтобы выжить в такой непростой ситуации.
       В 1673 году Стен женился во второй раз на Марии Ван Эгмонт. В этом браке родился еще один ребенок. В 1674 году художник был избран президентом гильдии Святого Луки.
    Точная дата кончины Яна Стена, как и причина смерти не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Петерскирхе на окраине Лейдена.  Художник оставил наследникам большие долги, а потомкам — множество великолепных произведений. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стена хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий