Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
После неправедного суда, Иисуса приговорили к самой тяжелой казни через распятие. К месту исполнения приговора, осужденные шли сами, неся на своих плечах тяжелое древо, к которому их должны были пригвоздить. О последнем пути Господа рассказывают все четыре евангелиста, но наиболее подробно об этом пишет апостол Лука: "И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23:26-28).
Путь на Голгофу и несение креста изображаются в религиозной живописи, как часть страстей Христовых. Картина Аньоло Бронзино показывает поясное изображение Иисуса Христа. Господь стоит согнувшись под тяжестью древка, лежащего на Его спине. Руками Христос придерживает орудие страстей за перекладину, при этом создается ощущение, что ноша легка и приятна. Выражение лица Иисуса одухотворенно, глаза опущены вниз, означая внутреннюю безмолвную молитву. На голове Христа одет грубый терновый венец с большими острыми шипами, подчеркивающий тяжесть страданий. Над головой Спасителя художник изобразил тонкий золотой обруч нимба, символизирующий святость.
Темный фон картины помогает зрителю сосредоточится на образе Христа и Его подвиге.
История создания
Картина "Несение креста" написина Аньоло Бронзино в период 1555-1560 годов. Произведение принадлежит позднему периоду творчества художника и демонстрирует уровень его живописного мастерства и понимание евангельского сюжета.
Отношение автора к вере
Рожденный в католической семье, Анджело ди Козимо ди Мариано был крещен и воспитан в католической вере. Не осталось документальных свидетельств о личном отношении Бронзино к вере, но прикоснуться к этой таинственной части человеческой жизни можно исследуя труды живописца и оценивая его поступки.
Хотя знаменитым живописцем Бронзино сделали созданные им портреты знатных людей Флоренции, он никогда не оставлял религиозной живописи. В своих моделях он, прежде всего, искал внутренний идеал, возвышающий над суетными заботами и человеческими недостатками. Его персонажи сильные, волевые, уверенные в себе люди. По мнению Ломаццо таким и должен быть придворный портрет: "Благоразумный художник, изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков".
На религиозных полотнах Бронзино персонажи предстают в совсем другом виде, это живые люди с искренними эмоциями. "Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем" является одной из лучших картин художника. Одухотворенные лица библейских персонажей светятся неподдельной добротой и святостью, они понятны и близки. Еще один пример - роспись потолка капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции. Образ архистратига Михаила не только прекрасен, но и несет на себе отпечаток благородства и героизма. В противоположность ему облик дьявола представлен карикатурно злобным, показывая немощь зла перед силою добра и света. Одна из самых знаменитых работ художника - "Аллегория с Венерой и амуром", не смотря на свой явный эротический посыл, имеет глубокую моральную составляющую. Работа писалась для французского короля Франциска I, погрязшего в плотских утехах и больного сифилисом. Не смотря на важность персоны, произведение несет обличительный и предостерегающий характер.
В конце своей творческой деятельности Аньоло Бронзино практически оставил портретный жанр, посвятив себя религиозной живописи.
Не смотря на то, что похороны Бронзино были скромными, в эпитафии на его могиле есть такие слова: “Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…”.
Биография
Аньоло родился в 1503 году в небольшом городе Монтичелли недалеко от Флоренции в семье мясника. Полное имя художника Анджело ди Козимо ди Мариано. Первым наставником юного художника стал малоизвестный живописец Рафаэллино ди Гарбо. Профессиональное становление Аньоло происходило под началом другого учителя – Якопо Понтормо. Некоторые биографы рассматривают Понтормо как приемного отца юноши.
Поступив на обучение к мастеру в 1518-1519 годах, Бронзино достиг высокого уровня профессионализма. Несмотря на собственные успехи в живописи, он оставался работать в мастерской учителя до конца 1920-х годов. "Пигмалион и Галатея" – один из первых шедевров Аньоло написан под руководством Понтормо. В картине уже просматриваются холодность и рассудительность, присущие более поздним произведениям художника. Вместе с Понтормо Бронзино расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 годы под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма.
В 1530 году Аньоло стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину "Состязание Аполлона и Марсия" и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех Аньоло Бронзино как портретиста. Картины мастера этого периода отличаются изображением человека в живой позе на фоне необычных строений.
В 1533 году Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В задачи придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году. В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами "Сотворения мира" и ликами святых. В это же время художник пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является "Аллегория любви", которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
В 1537 году художник был принят в гильдию Святого Луки. Портреты этого периода имеют уже более холодный и чопорный стиль, архитектурный фон пропадает. Прекрасными образцами, выполненными в то время автором, можно считать портреты Бартоломео Панчатики и его жены-красавицы Лукреции Панчатики. Аристократические осанки, вытянутые лица полностью соответствуют духу того времени. Изысканный маньеризм в работах Бронзино достигает наивысшего расцвета, что также отражается на работах с изображениями известной семьи. Художник создаёт не только портреты. Он также занимается росписью стен небольшой капеллы, украшая своды храма библейскими мотивами и изображениями святых. Стилю росписей также присущи холодность чувств и эффектность поз изображаемых объектов.
В 1540—1555 годах Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них - 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в 1546-1547 годах. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. Бронзино принял видное участие в деятельности Академии искусств, одним из основателей которой он был в 1563 году. В последние годы жизни он был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции.
Автор текста: Ольга Северинова.