«Давид и Ионафан» - Ластман Питер

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Давид и Ионафан»
«Давид и Ионафан»
Автор: Ластман Питер
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Произведение: «Давид и Ионафан»
Жанр: Художественное
Год создания: 1620 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения

На картине голландского художника Питера Ластмана «Давид и Ионафан» показаны два главных героя первой книги Царств Ветхого Завета. Мастер запечатлел встречу близких друзей в поле после того как Давид стал подозревать Саула в нечистых намерениях. Ионафан, старший сын правящего царя, очень любил Давида, а потому согласился помочь выведать у отца его замысел. 

Сцена, разворачивающаяся перед зрителем, выглядит отчасти театральной. Давид, облаченный в богатые одеяния красно-золотого цвета, стоит, опираясь на посох. Напротив него, преклонив колено, изображён Ионафан. Он скрестил руки на груди в знак преданности и любви к другу. Его взгляд выражает готовность сделать то, о чём просит его Давид. Всё действие происходит на земле, покрытой пожелтевшей травой. Листва дерева также выглядит сухой и безжизненной, вдали виднеются зелёные луга и горы. Очертания города довершают общий фон картины. 

Создаётся впечатление, что небольшой участок земли на переднем плане является подмостками, на котором актеры исполняют свои роли. В целом же работа Питера Ластмана обращает на себя внимание благодаря характерным позам персонажей. Движение рук, поворот головы, глаза – всё это отражает непростой разговор между Давидом и Ионафаном.

История создания

            Фигуры, являющиеся центральными в работе Питера Ластмана – Давид и Ионафан – нередко вдохновляли художников, изображающих религиозные сцены в своих произведениях. Колоритные персонажи, их живые диалоги, чувства, переживания становились объектами изобразительного искусства. 

             Питер Ластман написал свою картину в 1620 году, когда он уже был признанным мастером живописи, имеющим собственную мастерскую. Оформившийся художественный стиль Ластмана делает его произведение узнаваемым. Работа «Давид и Ионафан» выполнена маслом по дереву и имеет сравнительно небольшой размер, всего 40 х 59 см. В настоящее время она хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Отношение автора к вере  

            Будущий известный художник появился на свет в традиционной католической семье. Даже после воцарения протестантизма на территории Голландии родители Питера Ластмана продолжали хранить верность католической вере. Существует информация о том, что его отец занимал должность церковного старосты. Неудивительно, что именно библейская живопись стала основным направлением творческой деятельности мастера.

          Его многочисленные произведения иллюстрируют новозаветные и ветхозаветные сюжеты, причём последними он увлёкся во время своего пребывания в Италии. Христианские сцены словно оживали на полотнах художника. Эмоциональные, динамичные, они прекрасно раскрывали характеры персонажей. Становится понятно, что не только выдающиеся способности художника сыграли роль в создании подобных произведений, но также отличное знание им Священного Писания и собственного отношения к религии.

Биография

Питер Ластман, нидерландский живописец, родился около 1583 года в Амстердаме. Он учился у художника Геррита Питерса. По окончании обучения отправился в Италию и некоторое время проживал в Риме и Венеции. Там Ластман познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера. В 1607 г. он вернулся в Амстердам. По возвращении в Голландию, не раньше 1605 года, Питер Ластман становится одним из самых характерных амстердамских художников; в его мастерской в 1619–1621 годах учился Ян Ливенс, а в 1624–1625 годах Рембрандт, который, пробыв здесь только шесть месяцев, на всю жизнь сохранит свое восхищение перед искусством учителя. 

Заслугой Ластмана было то, что после Эльсхаймера и маньеристов Утрехта и Харлема он создал действительно новую живопись на исторические и библейские сюжеты, повествовательную, реалистичную и подчеркнуто психологичную. Согласно некоторым архивным документам, художник до самой смерти оставался в Амстердаме. Самые ранние из известных работ Ластмана созданы только в 1603 году (два датированных рисунка), возможно, они были исполнены в Италии, но еще в маньеристическом стиле.

После 1620 года искусство Ластмана приходит в упадок, словно он стремится смягчить первоначальную резкость. Питер Ластман является частью группы художников, называемых до-Рембранесками, то есть художников до Рембрандта, с чувствительностью, близкой к истокам мастера. Талантливого живописца не стало 4 апреля 1633 года, умер он в своём родном городе – Амстердаме.


Автор: Татьяна Александровна Абрамова.





Оставить комментарий