Воины метают жребий об одежде Христа - Блейк Уильям

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воины метают жребий об одежде Христа
Воины метают жребий об одежде Христа
Автор: Блейк Уильям
Местонахождение: музей Фицуильяма, Кембридж, Англия
Произведение: Воины метают жребий об одежде Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: предромантизм, библейский сюжет
Дата создания: 1800 г.

Описание произведения.

Картина “Воины метают жребий об одежде Христа” написана Уильямом Блейком в технике акварельной живописи с прорисовкой отдельных деталей чернилами, она практически монохромна, выполнена сепией различной насыщенности с небольшими вкраплениями синего цвета на одеждах, предстоящих возле Креста. На картине изображен момент евангельской истории сразу после распятия Иисуса Христа и двух разбойников, когда римские воины, исполнившие казнь, делили между собой одежды Христа - одежда казненных низкого сословия становилась собственностью палачей. В центре картины, сзади от казненных, расположились несколько римских воинов, трое из которых азартно играют в кости на одежде Иисуса, внимание их полностью поглощено игрой, и они никак не реагируют на происходящее вокруг. Их мимика и одежды тщательно выписаны, их фигуры ярко освещены исходящим от Иисуса светом и притягивают к себе все внимание зрителя. В Евангелии сказано, что верхние одежды Христа были разделены (разорваны) воинами на четыре части, нижняя одежда - тканый хитон, о котором метали жребий воины, по преданию был соткан Богородицей. Эта бытовая сцена игры в кости на переднем плане картины сильно контрастирует с ее вторым планом где из мрака выступают три креста, на центральном распят Иисус, по левую и по правую сторону от Него два разбойника. На горизонте виднеются очертания городских стен Иерусалима. Возле Креста в синих одеждах, среди темной безликой толпы, освещенные божественным светом Иисуса, стоят две скорбные фигуры - это Богородица, с ужасом смотрящая на страдания Сына, и любимый ученик Господа Иоанн Богослов, с поникшей головой, отвернувшийся от Иисуса. Самого Иисуса Христа мы не видим, видим лишь рвущийся из темноты в небо крест, пригвожденные руки и льющийся поток нетварного света, вырывающего из мрака мысли, эмоции, действия свидетелей и участников казни - безразличие и глумление толпы, отчаяние и скорбь близких, мелочность и сердечную окаменелость палачей, метающих жребий в кульминационный момент Предвечного Совета.

История создания.

В промежуток между 1799-1805 годами Уильям Блейк создал для своего покровителя и мецената Томаса Буттса серию на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, в которую входили 37 картин и около ста акварелей. Среди работ на библейские темы были написаны «Сотворение Адама», «Навуходоносор», «Творец Вселенной», «Призрак Самуила», иллюстрации к "Книге Иова", эпизоды земной жизни Христа и другие. В этих произведениях Уильям Блейк создал собственную мифологию, свой мистический мир. В этих работах в полной мере отразилась приверженность Блейка как поэта и художника ко всему тайному, мистическому, неявному и метафизическому.

Отношение автора к вере.

Уильям Блейк жил в ту эпоху, когда догматы католической церкви были поколеблены, сама правомерность их поставлена под вопрос, и внутри протестантизма поиски духовности шли в самых разных направлениях: англиканство, лютеранство, кальвинизм, пресбитерианство, не говоря уже о многочисленных сектах, процветавших в Англии.Существовало и немало вольных проповедников, толкующих Священное Писание по-своему. В английском искусстве такие поиски духовного нашли свое наивысшее выражение в творчестве Уильяма Блейка.

На формирование личности художника во многом повлияли его родители. Отец Блейка был весьма образованным для своего круга человеком. Образованность эта носила, правда, особый характер - Блейк-старший читал Сведенборга и Бёме, увлекался мистическими трактатами и духоведческими откровениями. Свободы детей он ни в чем не ограничивал. И, таким образом, маленький Уильям довольно рано начал читать все, что попадалось под руку, - в том числе он начал активно увлекаться мистицизмом. Вскоре впечатлительный мальчик сообщил матери, что «видел ангелов в кронах деревьев и пророка Иезекииля на лужайке». Подобного рода видения преследовали Блейка всю оставшуюся жизнь.

По свидетельствам современников, Блейк всю жизнь оставался глубоко верующим человеком. Однако в его вере было мало общего с традиционным англиканством. Он считал, что религия едина, и черпал вдохновение как в Библии, так и в буддийских легендах, и в философии неоплатонизма, в поэзии Данте и Мильтона, в откровениях великих мистиков прошлого - Парацельса, Якова Боме и особенно Сведенборга. В 1788 году он присоединился к основанной в Лондоне церкви Нового Иерусалима, исповедующей учение великого шведского мистика. Но главным стимулом и источником творчества Блейка было его собственное визионерство. Об этом свидетельствуют многие факты его биографии. Художник полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь. Блейк был прежде всего протагонист духовного обновления мира, уже отравленного, как он считал, материализмом технической цивилизации.

Биография.

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 г. в Лондоне в многодетной семье чулочника Джеймса Блейка; его родители принадлежали к протестантам Моравской церкви, но сына крестили в англиканской церкви св. Иакова. Уильям получил домашнее образование, изучал с матерью Библию, самостоятельно копировал рисунки мастеров Высокого Возрождения Микеланджело, Рафаэля, Дюрера, когда ему исполнилось 15 лет отец отдал его изучать технику гравировки в мастерскую Джеймса Бесайера. После семилетнего обучения в мастерской Уильям поступает в Королевскую Академию художеств где знакомится с группой художников - политрадикалов: Дж. Флаксманом, Т. Стотардом, Д. Камберлендом, с которыми сохраняет дружеские взаимоотношения до конца жизни; уже в это время проявляется тяга Блейка к синтезу искусств, так на очередном экзамене в Академии он представил серию библейский иллюстраций, навеянных ораторией Генделя. Блейк отвергал парадную и выхолощенную живописную манеру современников, он искал вдохновение у мастеров Средневековья с их плавными линиями и затейливым ярким декором, художников Возрождения, с их классической строгостью пропорций и культом обнаженного тела. В 1782 г. Блейк женится на Кэтрин Буше, простой, необразованной девушке, которая станет его музой ипомощницей на всю жизнь. С этого момента чета Блейков начинает издавать небольшими тиражами книги со стихами и иллюстрациями Блейка в изобретенной самим же Уильямом технике рельефного офорта. Опять же это была не просто иллюстрации к произведению, а синтез искусств, симбиоз живописи и текста. Таким образом были оформлены Пророческие книги Блейка: “Песни невинности и опыта”, “Книга Тэл”, “Бракосочетание рая и ада”, “Иерусалим. Эманация гиганта Альбиона”.

Блейк создает свою сложную мифологию, изобилующую его личными видениями и откровениями, которые были у него на протяжении всей жизни. Блейк экспериментирует со словом, синтезируя сложную мистическую символику с бунтарским духом, предвосхищая романтизм 19 в., с символизмом в изображении, наполняя предмет новым, духовным содержанием, с техникой изображения, изобретая различные краски и технологии их нанесения. Блейк обогнал своих современников и оставался практически не признанным и не востребованным до своей смерти, которая наступила 12 августа 1827 г.

Составитель текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Оставить комментарий