«Видение Константина» - Бернини Джованни Лоренцо

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Видение Константина»
«Видение Константина»
Автор: Бернини Джованни Лоренцо
Местонахождение: Ватикан, Рим, Италия
Произведение: Скульптура «Видение Константина»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1654 – 1670 гг.
Эпоха: Возрождение, Барокко

Описание произведения.

Мраморную конную статую императора Константина Великого «Видение Константина» Бернини ваял целых шестнадцать лет, с 1654 по 1670 год. Искусствоведы утверждают, что мастер проводил все работы по её созданию единолично. Статуя установлена в нише у подножия лестницы, ведущей в Апостольский дворец Ватикана, проект которой также был разработан Джованни Лоренцо Бернини.

Сюжет композиции основан на событиях, произошедших перед битвой Константина с императором язычников Максентием, возле Мильвийского моста, в северной части Рима в 312 году. Константин, молившийся накануне сражения, увидел в небе Животворящий Крест Господень (Ин.19: 6–11,13–20, 25–28, 31–35) и слова «In Hoc Signo Vinces» («По этому знаку ты победишь»). Чудесное видение внушило воинам Константина уверенность в победе над язычниками. Войско Максентия было разбито. После своего триумфального возвращения в Рим, Константин Великий прекратил гонения на христиан.

Фраза «In Hoc Signo Vinces» размещена над статуей императора Константина. Сама скульптура поражает своей мощью и экспрессией. Константин Великий изображён юным (что вменяли мастеру в вину критики – за несоблюдение исторических соответствий), с вдохновенным, поднятым к небу в мольбе, лицом. В его руках отсутствует оружие, нет также необходимой экипировки воина и лошадиной упряжи. Так мастер даёт понять, что сила не в оружии и доспехах, а в Боге и Вере.

«Досталось» скульптору и за отсутствие реализма в изображении лошади – критиками отмечалась несоразмерная длина крупа, неестественная поза, слишком большой хвост и даже «странная форма ушей». Всё это нужно было Бернини для того, чтобы придать композиции столь любимые им динамику и экспрессию. Из-за огромного размера ниши, который подавлял масштаб самой скульптуры, фоном была добавлена мраморная драпировка с придающими ей необходимый динамизм складками.

Бернини умел оживлять свои творения «играя» светом, фактурой и перспективой композиций. Поверхности камня он мог придать и структуру ткани, и бархатистость кожи, и тонкость прядей волос. Эффект движения его скульптурам сообщали не только их позы, но и разная степень освещённости деталей, блики или глубокая тень. Всё это мы видим и в скульптуре «Видение Константина». Гений скульптора властвует над камнем, наделяя его душой.

История создания.

С 1663 до 1666 год Бернини восстанавливал, по заказу Святого Престола, Scala Regia – лестницу, ведущую в Апостольский дворец Ватикана. Её основанием служила узкая полоска земли между собором Святого Петра и Сикстинской капеллой, неудобной формы, с неровными сходящимися стенками. Мастер использовал ряд декоративных барочных элементов для того, чтобы сделать официальный вход в Ватикан подобающим его величию, и запланировал разместить у подножия лестницы конную статую императора Константина Великого.

Скульптуру мастер начал вырезать ещё в 1654 году, по заказу Папы Иннокентия X. Первоначально её планировалось поставить в базилике Святого Петра. Работа над статуей Константина Великого проходила с длительными перерывами и была закончена только в декабре 1668 года. Для транспортировки массивной скульптурной композиции из римской студии Бернини потребовалось десять дней. Окончательные архитектурно-отделочные работы – установка статуи, её финишная полировка, создание фоновой драпировки и некоторые другие продолжались весь 1669 год. Мастер получил за работу 7000 скудо. К 1670 году статуя «Видение Константина» заняла своё почётное место у входа в Ватикан.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.

Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.

В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.

Биография.

Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.

Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.

Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.

Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.

В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монархе в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.

Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий