Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Бронзовая скульптурная группа «Уверение Фомы» (Ин. 20:26–28) создавалась Андреа Верроккьо для одной из ниш флорентийской церкви Орсанмикеле во второй половине XV столетия.
Перед скульптором стояла очень непростая задача – нужно было вписать двухфигурную композицию в нишу, предназначенную для одной статуи. Верроккьо осуществил необычное пространственное решение скульптурной группы – в центре ниши находится фигура Христа, а апостол Фома как бы выступает за её пределы, находясь на декоративном карнизе. Целостность композиции при этом не нарушается, а драпировки персонажей соприкасаются, зрительно и конструктивно объединяя фигуры.
Согласно Евангелию, Фома не поверил в Воскресение Иисуса, тогда Христос предложил ему вложить персты в рану от копья, которым был пронзён на кресте. Апостол изображён несмело касающимся Его раны, а Спаситель – поднявшим руку в благословляющем жесте над головой Фомы: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:26–28).
Эта скульптура считается одним из самых совершенных и прекрасных произведений Верроккьо. Изящные и выразительные жесты, красивые одухотворённые лица, струящиеся складки одежд, округлая мягкость форм, игра света и тени – всё это придаёт скульптуре неповторимое очарование, оживляет её. С.О.Андросов, признанный знаток итальянского искусства, отмечает: «…В целом группу на Орсанмикеле можно охарактеризовать как произведение, глубокое по замыслу и тонкое по исполнению. В этой работе, последней, завершённой им самим, Верроккьо ближе всего подошёл к классическому искусству – стилю Высокого Возрождения, создателем которого явился его ученик Леонардо да Винчи…».
История создания
Название церкви Орсанмикеле (1337 – 1350) переводится как «Святой Михаил в саду». На её месте когда-то стоял монастырь архангела Михаила, окружённый фруктовыми садами. Сама церковь представляет собой внушительное трехэтажное здание, в котором в средние века находились конторы и хранилища зерна, а в нижнем этаже была небольшая часовня. Когда Флоренция пережила чуму, многие состоятельные граждане стали делать в часовню богатые пожертвования и, спустя какое-то время, церковь вытеснила из здания зернохранилище.
Фасады церкви украшали своими скульптурами знаменитые мастера эпохи Возрождения, например, Донателло и Гиберти. Андреа Верроккьо нужно было разместить в нише две фигуры, а не одну, как в других. С этой задачей мастер справился блестяще. Начало работы над бронзовой скульптурной группой высотой 2 метра 30 см, различные эксперты датируют по-разному, но окончание её определено точно – 1483 год. Верроккьо успел сам завершить скульптуру, проведя весь цикл работ. Сейчас в нише размещена копия, а оригинал хранится в музее Орсанмикеле.
Отношение автора к вере
На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Верроккьо выполнил несколько значимых скульптурных композиций на религиозную тематику. Самые знаменитые из них – это «Давид» и «Уверение Фомы», украшающие соборы Флоренции. Работы мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.
В августе 1452 года, в возрасте семнадцати лет, Андреа нечаянно убил своего сверстника, эту вину он чувствовал всю жизнь, хотя официально был оправдан. Верроккьо как истинный христианин, с юношеских лет заботился о многочисленной родне, материально помогал семьям сестёр и младшего брата Томмазо. Андреа так и не женился, его семьёй были ученики, многие из которых впоследствии стали знаменитыми.
Венцом выражения религиозных чувств мастера стала скульптурная группа «Уверение Фомы», над которой мастер трудился около шестнадцати лет. В ней скульптор, с помощью выразительных средств искусства своей эпохи, сумел передать чудо, которое способно привести к вере.
Биография
Андреа Верроккьо (Андреа ди Микеле ди Франческо Чони) родился в 1435 году, в семье состоятельного флорентийцаМикеле ди Франческо. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа остался главой семьи. Позднее, обучаясь у ювелира Франческо ди Лука Верроккьо, юноша взял его фамилию.
Первой работой Андреа Верроккьо стала надгробная плита Козимо Медичи, умершего 1 августа 1464 года. Знаменитое надгробие Пьеро и Джованни Медичи из мрамора и бронзы он создал в 1469 – 1472 годах. Своего бронзового «Давида» он изваял, предположительно, между 1473 и 1476 годами. В восьмидесятые годы XV столетия скульптор работает над тремя монументальными произведениями. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Уверение Фомы» («Христос и Апостол Фома») для церкви Орсанмикеле, к созданию которой в бронзе он приступил спустя несколько лет. В 1476 году скульптор начинает работу над монументом кардиналу Никколо Форте Куэрри для собора в Пистойе, который так и не был завершён. Третий заказ – конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони для Венеции, который занимал все мысли мастера в последние годы. Эта скульптура, которую после смерти Верроккьо завершили ученики, считается самой зрелой его работой.
Историк итальянского искусства, Джорджо Вазари, отмечал многогранность таланта Верроккьо, называя его ювелиром, перспективистом, скульптором, резчиком по дереву, художником и музыкантом. Верроккьо также считался лучшим декоратором и режиссёром придворных торжеств. Среди учеников Андреа Верроккьо были такие мастера эпохи Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи (по преданию, именно он позировал учителю для статуи Давида).
Тяжёлая болезнь поразила Верроккьо внезапно, прервав все его дела и проекты. Но твёрдость духа и ясность ума он сохранил до последних дней. Умер великий художник 30 июня (по другим сведениям – 10 октября) 1488 года.
Автор текста: Марина Румянцева