Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Глумясь над Христом, римские воины возложили на Него венец, как символ царской власти. Он был сплетен из ветвей с шипами (терниями) и ранил голову до крови. Увенчание (или коронование) терновым венцом входит в число Страстей Христовых: "А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его" (Мк. 15:16-20).
Для иллюстрации этого евангельского эпизода Хендрик Тербрюгген выбрал многофигурную композицию, разбив персонажи на три группы. В правой части картины держат совет несколько человек в дорогих одеждах. Недостаточно данных, чтобы определить изображенных персонажей, по сюжету можно предположить, что это Понтий Пилат и члены Синедриона. Группа с левого края картины скрыта полутенью, это иудеи, простые участники суда над Иисусом. Уступая их крикам: "Распни Его! Распни!" - Пилат предал Христа изначально бичеванию, а затем на казнь.
Центром картины является Христос, сидящий в окружении воинов. В соответствии с повествованием, художник одел Иисуса в багряницу, как символ царской власти и будущего страдания. Руки Господа связаны, а на голову возложен грубый венок с крупными шипами. Склоненная спина, опущенное лицо и расслабленные кисти рук передают глубокое внутреннее смирение Иисуса перед происходящим. Наконтрасте с Христом выглядят окружающие Его воины, их злоба и агрессия словно подпитываются кротостью и терпением Страдающего. На втором плане изображены часть огромной колонны и украшенная искусной резьбой стена.
История создания
Картина "Увенчание терновым венцом" написана Хендриком Тербрюггеном в 1620 году. Некоторые исследователи творчества художника считают, что в этом году он во второй раз посетил Рим. Можно предположить, что "Увенчание терновым венцом" написано там или по свежим впечатлениям от посещения столицы католического мира. Художнику удалось передать суету большого города, его интриги и жестокость к человеку, мир, где духовность только провозглашается, но правит бал поклонение золотому тельцу.
Отношение автора к вере
Хендрик Тербрюгген родился в католической семье. Детские и отроческие годы художника прошли в Утрехте. На территории протестантской ГолландииУтрехт был островком Католической церкви и в течение долгих лет поддерживал связи со столицей католицизма и изящных искусств — Римом. Обычным делом было путешествие молодых живописцев для обучения в Италию, какое в свое время совершил Хендрик Тербрюгген. Не удивительно, что основной темой полотен Тербрюггена стала религиозная тематика. Однако, не только внешние обстоятельства, но и внутренняя склонность определяли выбор сюжетов для полотен мастера. Подтверждением этому служит продуманная композиция и мелкие детали, помогающие раскрыть нравственную глубину сюжета, передать тонкости богословского смысла. Картины Тербрюггена много говорят его зрителю, постепенно, пласт за пластом раскрывают сюжет и являются главными свидетелями глубины и искренности его веры.
Биография
Предположительно, Хендрик Тербрюгген родился в Гааге в 1588 году. Через два года семья переехала в Утрехт, где Хендрик начал обучаться живописи в мастерской Блумарта. В пятнадцатилетнем возрасте Тербрюгген продолжил обучение в Риме, где пробыл до 1614 года. Возвратившись в Голландию, художник стал одним из первых и лучших представителей караваджизма в Северной Европе. Некоторые биографы высказывали предположение о втором путешествии живописца в Италию около 1620 года. Это мнение основано на его поздних работах, в которых сильнее заметно влияние Караваджо.
Тербрюгген был в основном религиозным художником, но он также создал несколько замечательных жанровых работ. В 1616 году Тербрюгген был принят в Гильдию Святого Луки, и в том же году женился. Сохранившиеся документы показывают, что в 1626 году доходы позволили художнику приобрести в городе большой дом. Предположительно в 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, посетившим Утрехт.
Умер художник 1 ноября 1629 года в Утрехте во время эпидемии чумы.
Однакоего работы оказали большое влияние на живопись других художников. Творчество Тербрюггена, отличающееся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер и Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.
В XVIII и XIX веках интерес к творчеству Тербрюггена угас. Повторное открытие его картин стало частью переоценки искусства Караваджо в XX веке. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.
Автор текста: Ольга Северинова.