Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Увенчание (или коронование) терновым венцом входит в число Страстей Христовых. После приговора Понтия Пилата Христос был отведен во внутренний двор, где воины, развлекаясь, насмехались над Ним. Венец из листьев лавра с древности служил символом силы, власти и почета. Но сплетённый из ветвей с шипами (терниями) он, кроме высмеивания Царя Иудейского, ещё ранил голову до крови. "А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его" (Мк. 15:16-20).
На своей картине Джованни Доменико Тьеполо изобразил помост, на котором воины на показ глумятся над приговоренным Иисусом. В соответствии с евангельским текстом, на тело Христа наброшен красный плащ - багряница, как знак царского достоинства, а в руки вложена тростниковая трость, символизирующая скипетр. Два крепких воина водружают венец с огромными шипами на голову Спасителя. Чтобы не пораниться, один стражник орудует палкой, а другой защитил свои руки перчатками. Иисус терпеливо переносит боль и насмешки, Его взгляд направленный внутрь себя говорит о сосредоточенной молитве. Волосы Иисуса под венцом густо обагрились кровью. Художник выделил Христа особой белизной кожи, показывая так и величину переносимых Им страданий, и благородство происхождения, и преображающую благодать Божию, пребывающую с Иисусом.
На втором плане показан бюст римского императора Тиберия, в дни правления которого произошли описываемые в Евангелии события. Его изображение стилистически противопоставляется лику Иисуса Христа, как ложного земного божества истинному Богу. Лица людей, окружающих помост, передают целую гамму чувств, которую испытывают люди в зависимости от своего душевного устроения.
История создания
Картина является одной из восьми сцен из «Страстей Христовых», написанных Джованни Доменико Тьеполо по заказу монастыря Сан-Фелипе-Нери в Мадриде. Все восемь работ художник сделал в Венеции. Они были публично представлены на венецианской площади Сан-Марко 31 августа 1772 года - практика, которая имела место в определенных случаях, когда работы должны были покидать город.
Не сохранилось никаких документов о требованиях к заказу, однако кажется возможным, что существовали ограничения, которые повлияли на творчество художника. Об этом можно судить по очень низким точкам обзора и анатомической деформации некоторых фигур, которые Джандоменико, возможно, намеренно использовал для исправления оптических искажений, возникающих из-за того, что картина висела на большой высоте.
Отношение автора к вере
Джованни Доменико Тьеполо родился в семье венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо, исповедовавших католическую веру. Во времена жизни художника большую часть заказов составляли произведения религиозной тематики. Такие картины хотели иметь в своем доме простые граждане, и в таких произведениях нуждались церкви и монастыри. Однако работы художника представляют собой не просто труд ремесленника, но передают его личное осмысление известных сюжетов, отражают духовное возрастание на одноименных картинах.
Обучавшийся в мастерской своего отца Джандоменико выработал свой стиль, который впервые появляется в картинах посвященных Страстям Христовым, написанных для Оратория Распятия Сан-Поло в 1747—1949 годах. По мнению искусствоведов в них не только проявилась художественная индивидуальность, но и была показана "интимная интерпретации священной темы", что было новым для искусства того времени. Кроме множества картин на библейские сюжеты, художник также писал на темы венецианских карнавалов, крестьянского и цыганского быта, проявляя в своих работах внимание и любовь к жизни простого человека.
Джованни Доменико Тьеполо умер в Венеции 3 марта 1804 года, и был похоронен в церкви Сан-Маркуола по католической обряду.
Биография
Джованни Доменико (Джандоменико) Тьеполо родился 30 августа 1727 года в Венеции. Он был старшим сыном известного венецианского художника Джованни Баттисты Тьеполо. Вместе с младшим братом Лоренцо Джандоменико учился рисунку и живописи у своего отца и работал в его мастерской помощником и гравёром. В это время он познакомился с Франческо Альгаротти, для которого сделал свои первые рисунки и гравюры.
Впервые свой стиль, отличный от Тьеполо Старшего, появляется у Джандоменико в картинах посвященных Страстям Христовым, которые были написаны для Оратория Распятия Сан-Поло в 1747—1949 годах.
В 1750 - 1753 годах художник вместе с отцом и братом Лоренцо работал в Вюрцбурге, участвовал в росписи плафона парадной лестницы Вюрцбургской епископской резиденции. Ещё одной широко известной работой Джандоменико являются фрески на темы крестьянского быта и сельской жизни, созданные им в залах виллы Вальмарана-аи-Нани близ Виченцы, в которых впервые чувствуется его индивидуальный художественный стиль.
В 1756 году Джандоменико стал членом недавно образованной Венецианской академии изящных искусств, а с 1780 года был президентом Академии.
Летом 1759 года Тьеполо Младший выполнил заказ для Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге — живописный плафон с изображением "Триумфа Геракла"
В начале 1760-х годов живописец помогал отцу в создании декоративных росписей в Палаццо да Порто в Виченце и Палаццо Каносса в Вероне. В 1762 году Джандоменико вместе с отцом и братом прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля. Художник стал соавтором росписей Королевского дворца. Но через неделю после смерти отца он попросил у короля Карла III разрешения вернуться в Венецию.
В 1772 году Джованни Доменико Тьеполо написал восемь картин на тему Страстей Христовых для испанского монастыря Сан-Филиппо Нери в Мадриде. В период с 1774 по 1778 год живописец много работал по частным заказам в живописи и графике. С апреля по 14 ноября 1785 года Джандоменико работал над росписями герцогского дворца в Генуе. Помимо серьёзных произведений Тьеполо увлекался зарисовками забавных сцен из жизни и развлечений венецианских горожан. В 1791 году художник создал серию из более чем двадцати рисунков со сценами из современной жизни. К 1790-м годам относят и выполненные художником фрески Палаццо Пападополи и Ка Редзонико в Венеции.
Джованни Доменико Тьеполо умер в Венеции 3 марта 1804 года и был похоронен в церкви Сан-Маркуола.
Автор текста: Ольга Северинова.