«Успение Марии» - Карраччи Аннибале

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Успение Марии»
«Успение Марии»
Автор: Карраччи Аннибале
Местонахождение: Церковь Санта -Мария-дель-Пополо, Рим
Произведение: «Успение Марии»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Болонская школа живописи
Дата создания: 1600-1601 гг.

Описание произведения.

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин. 19:25–27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян. 1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян. 2:1–14). Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, общий для Восточной и Западной Церкви, вспоминающий конец земного пути Пречистой Девы. Важным моментом перехода в вечную жизнь становится то, что Христос Сам приходит за Своей Матерью. На православных иконах этот момент изображается так, что Спаситель как ребенка держит на руках Ее молодую душу. В западной живописи праздник Успения изображается как Вознесение Пресвятой Богородицы – ангелы поднимают Ее на небо. В обеих трактовках пространство вокруг залито светом, скорбь растворяется в радости.

Композиция картины Карраччи условно поделена на 2 части по горизонтали. Внизу сидят апостолы Петр и Павел, по бокам стоят последователи Христа. Все их взоры восторженно устремлены вверх, где ангелы, взлетая в небо, забирают с собой Марию. Ее голова уже находится в окружении золотых облаков, а глаза блаженно смотрят еще выше и дальше, туда, где ожидает ее Господь.

В апокрифическом сочинении «О славе мучеников» епископа VI века, историка и святого Григория Турского об Успении Богородицы сказано: «…Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу…».

Именно этот момент Успения Богородицы художник деликатно и при этом весьма эмоционально, передал в своей картине. Карраччи мастерски воплотил цветовое решение картины. Золотисто-розовый оттенок накидки апостола Павла, сидящего внизу справа, перекликается с одеянием Марии такого же, но более насыщенного оттенка, и далее это цветовое пятно поддерживается огненным небесным светом, олицетворяющим Господа. Все это – божественные ступени, по которым с земли, где Марию собрались провожать апостолы, она поднимается с ангелами на небо, к своему Божественному Сыну.

История создания.

Данная картина была написана специально в качестве алтарного украшения для часовни церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Она была построена Тиберио Серази, генеральным казначеем папы Климента VIII. К тому моменту монсеньор Серази уже приобрел старинный храм на этом месте у августинских монахов и поручил архитектору Карло Мадерно перестроить все сооружение в стиле барокко. Для украшения новой церкви Тиберио Серази пригласил знаменитого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. И какое-то время данный алтарь действительно считали работой этого выдающегося мастера. Однако, документы, а также подготовительные исследования и эскизы, которые хранятся в Римском королевском архиве, говорят о том, что еще ранее, чем был приглашен Караваджо, начал выполнять данный алтарь Карраччи. В этот момент он уже трудился над созданием фрески в Палаццо Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе. И возможно мастер, много лет работающий над религиозными сюжетами, создал алтарь со всей глубиной духовного смысла, пребывая в то время в ежеминутных молитвах в доме кардинала.

Отношение автора к вере.

Аннибале Карраччи, как и все члены его семьи, был католиком и, безусловно, верующим человеком. Об этом говорит то множество религиозных работ, которые прекрасно выполнил этот мастер. Почти все они были предназначены для украшения церквей, монастырей и других зданий католического духовенства. Карраччи представляет свои религиозные сюжеты с восторженной и оптимистичной интонацией, свойственной человеку, во всем полагающегося на волю Бога.

Биография.

Аннибале Карраччи родился в Болонье 3 ноября 1560 года, по всей вероятности, в семье потомственных художников.

Он учился мастерству у своего двоюродного брата - художника Лодовико Карраччи, изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело.

В 1582 году братья Аннибале и Агостино Карраччи основали собственную школу, получившую впоследствии название «Академия дельи Инка Минати».

1587–1888 годах Аннибале путешествовал в Парму, а затем в Венецию, где присоединился к своему брату Агостино.

С 1589 по 1592 год братья Карраччи завершили фрески, рассказывающие об основании Рима в Палаццо Магнани в Болонье.

1593–1594 они вместе работали над фресками в Палаццо Сампиери в Болонье.

В 1597 году Аннибале Карраччи был приглашен в Рим кардиналом Одоардо Фарнезе для оформления Палаццо Фарнезе. Умением работать с фресковой росписью славились далеко не все именитые художники. Эта деятельность заняла у Аннибале и его брата Агостино, а также целой группы учеников, более 8 лет.

В 1602 году Аннибале Карраччи получил заказ на оформление римской капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли.

Начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили мастера возможности активно заниматься живописью.

Несмотря на постоянный труд и всеобщее признание, Аннибале Карраччи скончался в возрасте 49 лет в полной нищете. Он был похоронен 17 июля 1609 года в римском Пантеоне, рядом с Рафаэлем, что соответствовало его предсмертной просьбе.

Автор текста: Светлана Королева.


Оставить комментарий