Тетраптих Четыре Евангелиста - Гончарова Наталья Сергеевна

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Тетраптих Четыре Евангелиста
Тетраптих Четыре Евангелиста
Автор: Гончарова Наталья Сергеевна
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: Тетраптих Четыре Евангелиста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Авангард, примитивизм
Дата создания: 1911 г.

Описание произведения.

Тетраптих Четыре Евангелиста представляет собой четыре монументальных картины с изображениями Евангелистов, выполненных в технике масляной живописи на холсте. В данный творческий период Гончарова работала в стиле примитивизма, обращаясь к народным живописным традициям Руси, лубку, древней деревенской иконописи с тяготением к чистому цвету, простоте и обобщенности форм. Все четыре картины выполнены в темном, приглушенном колорите, фигуры евангелистов монументальны, как будто высечены из камня, нет акцента на мелких деталях, достаточно подробно прорисованы только руки, которые держат одинаковые пустые свитки, притягивающие к себе внимание зрителя. Этот иконописный образ характерен для изображения ветхозаветных пророков, излагающих на скрижалях пророчества о грядущих судьбах мира, но название картины отсылает нас к Новому Завету, что художница, хорошо знакомая с иконописной традицией, делает преднамеренно, указывая на пророческий смысл Евангелия, с новыми, пока чистыми скрижалями. Фигуры Евангелистов, попарно обращенные к центру, еле вписываются в пространство картины, создается ощущение тесноты и дискомфорта, ноги босы, сферические нимбы не традиционно желто-золотые, а грязно-серые, лики задумчивы и серьезны, Евангелисты как будто бы застыли в тесноте и убогости нашего мира, ожидая появления на своих свитках новых грозных пророчеств.

История создания.

Тетраптих был написан в 1911 году и выставлялся дважды, первый раз на выставке Ослиный Хвост, которая проходила в 1912 г. в Москве. На эту работу и еще несколько произведений религиозного содержания, написанных Гончаровой, цензурой был наложен запрет, как недопустимых для показа на выставке с таким названием. В 1914 г. история повторилась уже на персональной выставке Гончаровой в Санкт-Петербурге, где триптих Евангелисты снова попал под запрет как кощунственное произведение, оскорбляющее чувство верующих, и лишь после того, как духовный цензор, архимандрит Александро-Невской Лавры, вступился за Гончарову, сказав, что в этой картине нет святотатства, а напротив, видна тенденция возрождения древнего традиционного народного творчества, запрет был снят.

Отношение автора к вере.

Наталья Гончарова с детства воспитывалась родителями в православных традициях, ее дед по материнской линии был профессором Московской духовной академии. C детского возраста происходило формирование художественной эстетики Натальи Гончаровой на произведениях архаического искусства, народного лубка и древней иконописи, что отразилось в ее работах на библейские темы - “Старец с семью звездами”, “ Распятие”, “ Отец, Сын и Святой Дух”, “ Рождество Христово”, “ Евангелисты”. Несбывшейся мечтой художницы было желание оформить Библию, но это долгий и ответственный труд, требующий полного погружения в тему хотя бы на год, так считала Гончарова. Сохранились эскизы росписи Троицкого храма в Бессарабии, выполненные Натальей Гончаровой по просьбе архитектора Щусева, но Гражданская война и отделение Бессарабии помешали осуществлению проекта. Ее религиозные работы из-за смелых трактовок сюжета запрещались к показу цензурой, так как подача материала была действительно не тривиальной и самобытной, но всегда находились просвещенные люди, заступавшиеся за талант художницы, так в Петербурге в 1914 г.на персональной выставке Гончаровой за ее религиозные картины вступились граф И.И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский. Исследователи творчества художницы пришли к выводу, что ни до Гончаровой, ни долгое время после нее не было таких ярких экспериментов в изображении священных образов. Наталья Гончарова стремилась объединить художественные, патриотические и религиозные сюжеты в своей живописи, она считала, что “Религиозное искусство, которое может прославить государство, — прекрасная и магическая манифестация самого искусства”.

Биография.

Наталья Сергеевна Гончарова родилась 3 июля 1881 г. в селе Ладыжино Тульской губернии в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова и его жены Екатерины Ильиничны. Семья имела дворянские корни, Наталья Сергеевна была двоюродной правнучкой Натальи Гончаровой-Пушкиной, жены Александра Сергеевича Пушкина. Детские годы Гончаровой прошли в сельской глубинке, затем семья переезжает в Москву и Наталья Сергеевна, закончив гимназию, не долго учится на медицинских курсах, затем на историческом факультете Высших женских курсов, и только в 1901 г. поступает вольнослушателем в Московское училище живописи ваяния и зодчества на скульптурное отделение, затем переходит на отделение живописи, тем самым определив свой дальнейший путь художника, сценографа, ваятеля. Гончарова пробовала свои силы во многих популярных художественных течениях конца 19 – начало 20 в. начиная от импрессионизма, фовизма, примитивизма, футуризма, заканчивая новым авангардным течением лучизм, у истоков которого стоял ее муж Михаил Ларионов. По теории лучизма форма и пространство возникают как следствие пересечения отраженных лучей различных предметов, человеческий глаз лишь фиксирует и собирает воедино конкретный образ, на картинах отраженные лучи изображаются в виде различных цветных полосок, формирующих изображаемый предмет. С 1914 г. Гончарова вместе с мужем принимает приглашение от Сергея Дягилева и переезжает во Францию, где на протяжении нескольких лет работает в качестве сценографа и оформляет несколько оперных и балетных постановок для Русских сезонов. Гражданская война и последующие печальные события в России не позволили художнице вернуться на Родину, умерла Наталья Гончарова 17 октября 1962 г. и похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен в Париже.

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Оставить комментарий