Гимн «Тебя Бога хвалим» - Пярт Арво

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Гимн «Тебя Бога хвалим»
Гимн «Тебя Бога хвалим»
Автор: Пярт Арво
Произведение: «Te Deum»
Жанр: Гимн
Год создания: 1984 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

Обращение Арво Пярта к тексту древнего христианского гимна «Te Deum» привело к появлению очень самобытного музыкального произведения. В отличие от многих других композиторов, в разное время трактовавших этот гимн, как торжественное действо, Пярт создал работу, в которой преобладает молитвенно-созерцательное настроение. Он отмечал: «Я ощущал необходимость передать все в мягких красках. Динамика, темп, общий колорит – всё в пределах одной шкалы. Текст в моих ушах звучал тихо». В одном из интервью композитор назвал свой «Te Deum» «музыкой, извлеченной из Тишины и Пустоты». Авторский образ работы связан с представлением о величественном горном пейзаже: «Швейцарский художник Мартин Руф как-то рассказал мне, что в ясную погоду он различал в горах более 20 оттенков голубого цвета. Эти «голубые» горы я тогда же начал сразу «слышать»».

Исполнительский состав произведения весьма необычен. «Te Deum» Пярта предназначен для трех хоров (женского, мужского и смешанного), подготовленного фортепиано, струнного ансамбля и записанного на магнитофонную пленку звука Эоловой арфы. Каждой группе исполнителей отведена особая роль. Пярт использует здесь антифонный способ исполнения, восходящий к древнейшей богослужебной практике. Музыковед О. Осецкая так описывает строение произведения: «Каждый стих Te Deum излагается в унисон первым или вторым хором, а затем дублируется в музыкальных ответах третьего хора или в партиях оркестра. При этом смешанный третий хор, иногда дополняемый первым и вторым, выполняет некую соборную функцию и нередко заменяется оркестром. <…> Таким образом, в восхваление Пресвятой Троицы вовлекаются абсолютно все музыканты». Аккорды подготовленного фортепиано, как правило, звучат на границах между строфами гимна. Американский музыковед С. Гринбаум сравнил партию фортепиано в «Te Deum» с дорожными знаками, отмечающими «разные этапы путешествия». Важную роль в произведении играет и звук Эоловой арфы, записанный на магнитофонную пленку и переработанный синтезатором. «В начале еле различимый, словно дуновение ветра, он торжественно гудит в экстатической кульминации», – пишет С. Савенко. В партитуре композитор называет эту партию «исоном», порождая таким образом устойчивые ассоциации с церковной музыкой византийской традиции.

Текст гимна «Te Deum» очень значим в христианской культуре. Пярт оценивает его как «состоящий из непреложных истин». В его работе можно выделить три кульминационных момента, связанных с раскрытием основных тем произведения: восхваления Бога, грядущего праведного Суда над человечеством и упования на милость Божью. Вообще семантика троичности очень важна для этой работы: три основных идеи, три кульминации, три хора-исполнителя, основанный на трезвучиях стиль tintinnabuli, тройное повторение некоторых фраз – все это призвано в неявном, символическом виде акцентировать идею восхваления Пресвятой Троицы, главенствующую в «Te Deum» Пярта.

История создания.

«Te Deum» Арво Пярта был написан по заказу телерадиокомпании «Западно-немецкое вещание» в 1984 году. Премьера состоялась 19 января 1985 года под управлением американского дирижера Д. Р. Дэвиса. Пярт был не вполне доволен премьерой и в 1986 году сделал новую редакцию «Te Deum». Эталонной интерпретацией работы композитор считает трактовку эстонского дирижера Тыну Кальюсте, который уловил истинную суть произведения и чье музыкальное видение с тех пор вдохновило многих исполнителей. В 1995 году запись «Te Deum» была номинирована на премию «Грэмми» в категории «Лучшее исполнение хоровой музыки».

При публикации партитуры Пярт добавил посвящение Альфреду Шлее –немецкому музыковеду, директору издательства «Universal Edition».

В предисловии к партитуре Пярт писал: «Работа над Te Deum была поисками чего-то мимолетного, чего-то давно потерянного или еще не найденного, поисками чего-то нематериального, но настолько реального, что оно существует не только внутри нас, но и за пределами нашего бытия».

Отношение автора к вере.

В детстве Арво Пярт был крещен в лютеранской церкви. 1970-е годы стали для композитора периодом напряженных творческих и духовных поисков. Итогом этого периода жизни стала не только выработка собственного музыкального стиля, но переход в православие, где в 1972 году Пярт был крещен под именем Арефа.

Композитор рассказывает об этом так: «В период, когда рождалась моя нынешняя музыка, я был всецело занят попытками внутренне поставить самого себя на ноги и решить свои собственные проблемы. Я должен был привести себя в состояние, позволяющее мне найти такой музыкальный язык, с которым мне хотелось бы жить. Я искал некий звуковой островок. Искал «место» в сокровенных глубинах своего Я, где мог бы – скажем так – состояться мой диалог с Богом. Найти это место было для меня задачей жизненной важности. <…> этот бесценный остров во внутренней потаенности нашей души и есть то самое «место», о котором более 2000 лет назад было сказано, что Царство Божие находится именно там, внутри нас – вне зависимости от того, стары мы или молоды, богаты или бедны, вне зависимости от нашего пола, цвета кожи или степени таланта. <…> Двери туда открыты для любого человека. Но путь туда труден – труден вплоть до изнеможения».

Сейчас Арво Пярт — не просто верующий православный христианин, он человек глубоко церковный, живущий напряженной молитвенной и духовной жизнью. Богатство внутреннего духовного опыта, приобретенное композитором благодаря участию в жизни Церкви, в полной мере отражается в его музыке, которая духовна и по форме, и по содержанию.

Биография.

Арво Пярт родился в 1935 году в эстонском городе Пайде. В 1963 году он окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. После окончания консерватории Пярт работал звукоинженером на эстонском радио, с 1962 года он писал музыку для кино и мультфильмов. Ранние работы композитора выдержаны в авангардной стилистике (с использованием серийной техники, коллажа, алеаторики). Неприемлемый для официального соцреализма стиль и использование литургических текстов вызвали острую критику Пярта со стороны Союза композиторов. В 1970-х годах композитор практически перестает писать новые произведения и занимается изучением старинной музыки в поисках собственного стиля. Этот авторский стиль (tintinnabuli) складывается у него к концу 1970-х гг.

В 1980 году Пярт с женой и двумя маленькими детьми был вынужден эмигрировать из СССР. После недолгого времени, проведенного в Австрии, семья обосновалась в Берлине. В это время музыка Пярта начинает приобретать мировую известность, выходят первые записи его работ и книги о композиторе. В 2010 году Пярт вернулся в Эстонию, где живет до настоящего времени.

Автор текста: Рау Евгения Робертовна.

Текст.

I.

Тебя, Бога, хвалим,

Тебя, Господа, исповедуем.

II.

Тебя, Отца вечного,

Вся земля величает.

III.

К Тебе все ангелы,

к Тебе небеса и все силы,

к Тебе херувимы и серафимы

непрестанно взывают:

Свят, Свят, Свят Господь

Бог Саваоф.

IV.

Полны небеса и земля

величия славы Твоей.

V.

Тебя славный хор апостольский,

Тебя хвалебный сонм пророческий,

Тебя пресветлое мученическое воинство хвалит.

VI.

Тебя по всей вселенной

Святая Церковь исповедует:

Отца безмерного величия,

досточтимого, единого и истинного Сына,

и Святого Духа Утешителя.

VII.

Ты – Царь славы, Христе,

Ты – Отца присносущный Сын,

Ты, ко избавлению приемля человека,

не возгнушался лоном Девы.

VIII.

Ты, одолев жало смерти,

отверз верующим Царство небесное.

IX.

Ты одесную Бога восседаешь во славе Отчей.

Веруем, что Ты придёшь судить нас.

X.

Поэтому просим: помоги рабам Твоим,

Которых Ты драгоценной кровью искупил.

XI.

Навеки сопричисли их ко святым Твоим во славе.

XII.

Спаси, Господи, народ Твой,

и благослови наследие Твоё,

Правь им и вознеси его вовеки.

XIII.

Во все дни благословим Тебя

и восславим имя Твоё вовеки и во веки веков.

XIV.

Помоги нам, Господи, в этот день сохраниться без греха.

XV.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас.

Да будет милость Твоя, Господи, на нас,

как мы уповаем на Тебя.

XVI.

На Тебя, Господи, уповал я:

да не постыжусь вовеки.

XVII.

Аминь! Свят, Свят, Свят.


Оставить комментарий