Гимн «Тебя Бога хвалим» - Берлиоз Гектор

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Гимн «Тебя Бога хвалим»
Гимн «Тебя Бога хвалим»
Автор: Берлиоз Гектор
Произведение: «Te Deum»
Жанр: Гимн
Год создания: 1849 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

Текст величественного гимна «Te Deum» («Тебя Бога хвалим») стал основой для множества музыкальных произведений, созданных разными авторами. По традиции, этот древний гимн звучал на благодарственных богослужениях по случаю значительных событий, таких как победа на войне, избавление от стихийных бедствий и эпидемий. Именно так его трактует Берлиоз – как всеобщее ликование и благодарность Богу. Традиционный латинский текст Te Deum использован им полностью, но композитор изменил порядок строф для достижения своей драматургической цели. Некоторые строфы повторяются несколько раз, например, своеобразным рефреном второй части становятся слова «Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна Его славы».

«Te Deum» Берлиоза предназначен для огромного состава исполнителей, включающего полный оркестр, орган, три больших хора (два смешанных по 100 исполнителей и хор мальчиков из 600 человек), а также солиста-тенора, который принимает участие в исполнении части №6.

Произведение состоит из восьми частей, две из которых являются чисто инструментальными. Часто при исполнении «Te Deum» оркестровые части пропускаются. Берлиоз указывал, что эти оркестровые разделы предназначены для тех случаев, когда «Te Deum» исполняется в рамках официальной церемонии благодарения за одержанную победу и т. п.

Каждой из частей композитор дал подзаголовок – «гимн» или «молитва», заключительная хоровая часть «Judex crederis» объединяет в себе оба подзаголовка.

Таким образом, получилась следующая структура произведения:

1. Тебя, Бога, хвалим (гимн)

2. К Тебе все ангелы (гимн)

3. Прелюдия [инструментальная часть]

4. Помоги нам, Господи (молитва)

5. Ты – Царь славы, Христе (гимн)

6. Помоги рабам Твоим (молитва)

7. Веруем, что Ты придешь судить нас (гимн и молитва)

8. Марш с флагами [инструментальная часть]

История создания.

«Te Deum» первоначально был задуман как кульминация большой симфонии, посвященной Наполеону Бонапарту. Однако в процессе работы композитор изменил свое мнение, и законченное произведение было посвящено Альберту – британскому принцу-консорту, мужу королевы Виктории. Часть материала, использованного Берлиозом в «Te Deum», ранее входила в его «Торжественную мессу» 1824 года, которая впоследствии была уничтожена композитором и более 100 лет считалась утраченной (вплоть до сенсационного обнаружения ее партитуры в 1991 году).

В связи с колоссальными исполнительскими силами, участвующими в «Te Deum», композитор долго не мог организовать его исполнение. Премьера состоялась 30 апреля 1855 года в парижской церкви Сент-Эсташ; Берлиоз дирижировал ансамблем из 900 или 950 исполнителей.

Реакция на это произведение Берлиоза была противоречивой, некоторые парижские газеты опубликовали достаточно язвительные рецензии. В то же время сам Берлиоз был доволен впечатлением, которое «Тe Deum» произвел на слушателей. Композитор впоследствии писал сестре о том, что многие присутствующие не могли сдержать слез.

Коллеги-композиторы также по-разному оценивали «Te Deum»: Антон Брукнер, сам написавший музыку на этот текст в начале 1880-х годов, критиковал работу Берлиоза как слишком светскую, в то время как Камиль Сен-Санс, напротив, утверждал, что она хорошо подходит для исполнения в церкви. «Te Deum» был восторженно принят в России, где он впервые прозвучал в 1869 году под управлением М. Балакирева. Кстати, «Te Deum» стал единственным произведением Берлиоза, рукопись которого покинула Францию еще при жизни композитора – в 1862 году он подарил ее Императорской библиотеке в Санкт-Петербурге. В 1899 году именно в этом единственном сохранившемся экземпляре рукописи был сенсационно обнаружен считавшийся до этого утерянным номер № 3, «Prélude».

Сам Берлиоз очень ценил «Te Deum»; он писал, что если бы вся его музыка вдруг исчезла, но ему было бы разрешено сохранить одно произведение, он выбрал бы именно это.

Отношение автора к вере.

Отец Берлиоза, провинциальный врач, был атеистом, но мать будущего композитора была преданной католичкой, стремящейся воспитать сына в вере. Религиозное воспитание, которое получил Гектор в детстве, наложило свой отпечаток на его восприятие мира. Первым учебным заведением для мальчика стала духовная школа, кроме того, он на всю жизнь сохранил трогательные воспоминания о своем первом причастии. Однако начало XIX столетия было периодом общего духовного кризиса во Франции, и Берлиоз не остался в стороне от мучительных метафизических исканий своего времени. В юности композитор полагал, что он полностью освободился от католицизма. В своих «Мемуарах» Берлиоз с долей самоиронии замечает: «Мне нет необходимости говорить, что я был воспитан в римско-католической, апостолической вере. Эта религия, ставшая очень приятной с тех пор, как она больше не требует сжигания людей на кострах, была для меня источником счастья на протяжении добрых семи лет, и хотя мы с ней давно уже не в ладах, я продолжаю хранить о ней теплые воспоминания».

Особую роль в юношеском отвержении религии сыграл для него тот факт, что горячо любимая им мать была ярой противницей его музыкальных занятий, считая, что музыканты, как и актеры «были существами отвратительными, отлученными от церкви и потому обреченными на вечные муки ада». Узнав, что сын собирается стать композитором, она прокляла его. Много лет спустя в «Мемуарах» Берлиоз вспоминает об этом так: «Сцена чрезвычайно тяжелая, ужасная, невероятная, которую я никогда не забуду и которая немало способствовала порождению у меня сильнейшей ненависти к глупым доктринам, пережиткам средневековья, сохранившимся до сих пор в большинстве французских провинций».

Фанатизм матери надолго отвратил его от христианской веры. Однако духовная неудовлетворенность вновь и вновь заставляет композитора обращаться к идеям, образам и символам христианства. На протяжении почти всей жизни он писал духовные сочинения, и почти все его программные вокально-симфонические произведения так или иначе связаны с христианскими образами. Многие работы Берлиоза автобиографичны, например, «Осуждение Фауста», посвященное проблеме утраты веры.

В начале XX века французский исследователь А. Бошо метко охарактеризовал противоречия, наполнявшие внутренний мир Гектора Берлиоза: «Чрезмерно болезненная его чувствительность, несмотря на приступы гордыни, не могла противостоять умиротворяющей силе молитвы».

Биография.

Гектор Берлиоз родился в 1803 году в небольшом городе Ла-Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции. Его отец был врачом и очень хотел, чтобы сын продолжил его дело. В возрасте 18 лет Гектор поехал в Париж, чтобы учиться медицине. Однако он не испытывал желания стать врачом, его больше привлекали занятия музыкой. Систематического музыкального образования юноша не получил, но еще в подростковом возрасте он научился играть на гитаре и на флейте, пробовал сочинять собственные произведения. Желание Гектора стать музыкантом привело к острому конфликту с родителями. Несмотря на это, в 1824 году он окончательно оставляет занятия медициной. Несколько лет Берлиоз занимался самообразованием, наконец, в 1826 году он поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Ж. Ф. Лесюэра. К этому моменту уже состоялась премьера его первого крупного произведения – «Торжественной мессы» (1825). С 1828 года Берлиоз получает известность также как музыкальный критик. В круг его общения входят выдающиеся писатели и музыканты: О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини.

В 1830 г. Берлиоз создал «Фантастическую симфонию» с подзаголовком: «Эпизод из жизни артиста». Это произведение оставило грандиозный след в истории мировой музыкальной культуры, став первым образцом программного романтического симфонизма. Программа симфонии была основана на факте биографии самого композитора – истории его любви к ирландской драматической актрисе Гарриет Смитсон.

В 1830 году Берлиоз окончил консерваторию, и в этом же году он выиграл престижную Римскую премию, которая давала возможность молодому композитору поехать для стажировки в Италию.

В 1833 году, после возвращения из Италии, Берлиоз начинает активную композиторскую и исполнительскую деятельность в Париже. Однако его музыка является слишком новаторской с точки зрения академических кругов и не имеет успеха. Сочинения Берлиоза вызывают неприятие публики и негативные отзывы в прессе. Единственным источником средств к существованию становится для него музыкально-критическая деятельность. В то время как на родине композитора не понимают и не принимают, его музыка имеет значительный успех за пределами Франции. Особенно теплые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (в 1847 и 1867–68 гг.). Там его ждал восторженный прием публики и признание в среде композиторов и критиков.

В 1850 году Берлиоз стал главным библиотекарем Парижской консерватории. В 1856 году композитор был назначен членом Академии искусств. Немалую роль в этом сыграла парижская премьера «Te Deum».

Помимо музыкально-критических статей Берлиоз писал и теоретические труды. Огромным вкладом в музыкознание стала его работа «Трактат об инструментовке» (с приложением – «Дирижер оркестра»).

Скончался композитор в 1869 году, а через год после его смерти были изданы «Мемуары», в которых он с подкупающей искренностью описывает свою жизнь, переживания, духовные и творческие поиски.

Автор текста: Рау Евгения Робертовна.

Текст.

Тебя, Бога, хвалим

1. Тебя, Бога, хвалим

Тебя, Бога, хвалим,

Тебя, Господа, исповедуем.

Тебя, Отца вечного,

вся земля величает.

Тебя, Бога, хвалим.

2. К Тебе все ангелы

К Тебе все ангелы,

к Тебе небеса и все силы,

к Тебе херувимы и серафимы

непрестанно взывают:

Свят, свят, свят Господь

Бог Саваоф,

Полны небеса и земля

величия славы Твоей.

Тебя славный хор апостольский,

Тебя хвалебный сонм пророческий,

Тебя пресветлое мученическое воинство хвалит,

Все, все к Тебе

непрестанно взывают:

Свят, свят, свят Господь

Бог Саваоф,

Полны небеса и земля

величия славы Твоей.

Тебя по всей вселенной

Святая Церковь исповедует:

Отца безмерного величия,

досточтимого, единого и истинного Сына,

и Святого Духа Утешителя.

Все к Тебе взывают:

Свят, свят, свят Господь

Бог Саваоф,

Полны небеса и земля

величия славы Твоей.


4. Помоги нам, Господи

Помоги нам, Господи, в этот день сохраниться без греха.

Навеки сопричисли ко святым Твоим во славе.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас.

Помоги нам, Господи, в этот день сохраниться без греха.

5. Ты – Царь славы, Христе

Ты – Царь славы, Христе,

Ты – Отца присносущный Сын,

Ты, одолев жало смерти,

отверз верующим Царство небесное,

Ты, ко избавлению приемля человека,

не возгнушался лоном Девы,

Ты одесную Бога восседаешь во славе Отчей.

6. Поэтому просим: помоги рабам Твоим

Поэтому просим: помоги рабам Твоим,

Которых Ты драгоценной кровью искупил.

Да будет милость Твоя, Господи, на нас,

как мы уповаем на Тебя.

7. Веруем, что Ты придёшь судить нас

Веруем, что Ты придёшь судить нас.

На Тебя, Господи, уповал я:

да не постыжусь вовеки.

Спаси, Господи, народ Твой,

и благослови наследие Твоё,

Правь им и вознеси его вовеки.

Во все дни благословим Тебя

и восславим имя Твоё вовеки и во веки веков.

Веруем, что Ты придёшь судить нас.

На Тебя, Господи, уповал я:

да не постыжусь вовеки.

Оставить комментарий