Гимн «Тебя Бога хвалим» - Бриттен Беджамин

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Гимн «Тебя Бога хвалим»
Гимн «Тебя Бога хвалим»
Автор: Бриттен Беджамин
Произведение: «Te Deum in C»
Жанр: Гимн
Год создания: 1934 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения. 

Несмотря на то, что «Te Deum in C» («Тебя Бога хвалим») был написан, когда Бенджамину Бриттену не исполнилось еще и 21 года, эта работа показывает его как уже сформировавшегося мастера. Произведение было предназначено для Литургии: в англиканском богослужении гимн «Te Deum» является частью утрени. Бриттен использовал традиционный английский текст гимна из «Книги общих молитв». Так как в 1944 году композитор создал еще одно произведение на этот же текст для аналогичного состава исполнителей («Фестивальный Te Deum»), то в названии более ранней работы принято указывать ее тональность – до мажор («Te Deum in C»). 

Произведение одночастно, но подразделяется на три контрастных эпизода: быстрые, ликующие крайние разделы обрамляют центральный молитвенный, написанный в медленном темпе. В этом медленном разделе («Ты Царь славы, Христе») значительную роль играет солирующий детский или женский голос (сопрано). Кульминацией всего произведения становятся слова пророка Исайи: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». В целом работу Бриттена отличает чуткое внимание к тексту, который и определяет логику музыкального развития. 

Британский музыковед и композитор Пол Спайсер так характеризует «Te Deum in C» Бриттена: «В нем есть драма, энергия, разнообразие, ясность и целостность структуры».

История создания.

«Te Deum in C» был написан в период между 11 июля и 17 сентября 1934 года.

Эту работу композитор посвятил Морису Виндену и хору церкви Св. Марка на Норт-Одли-стрит, которую Бриттен часто посещал во время своей учебы в Лондоне. Композитор восхищался этим церковным хором, отметив однажды, что хористы поют «как ангелы». Руководитель хора Морис Винден (1894–1968) был, возможно, первым исполнителем некоторых произведений Бриттена, хотя записей не сохранилось.

Премьера «Te Deum in C» состоялась в ноябре 1934 года в церкви Св. Михаила в Лондоне под управлением Гарольда Дарка.

Первоначально произведение была предназначено для хора, солирующего сопрано и органа, но в 1935 году по заказу BBC композитор создал обновленную версию, в которой органное сопровождение было заменено струнным оркестром и арфой (или фортепиано). Премьера оркестровой версии состоялась в январе 1936 года в серии концертов, организованных британским дирижером Ирис Лемар. На премьерном концерте Бриттен играл на альте, дирижировал Реджинальд Гудолл.

В английской традиции Te Deum часто объединяется в цикл с другим песнопением утрени – Jubilate Deo («Воскликните Господу») на текст Псалма 99. Бриттен также решил написать подобное сочинение и в том же 1934 году создал Jubilate Deo in Es. Однако эта работа не вполне удовлетворила композитора и осталась неопубликованной вплоть до его смерти. Вместо нее для завершения цикла в 1961 году Бриттен написал другое сочинение на этот же текст, но в тональности до мажор. Jubilate Deo in C было создано по заказу герцога Эдинбургского для часовни Святого Георгия в Виндзоре.

Отношение автора к вере.

Детство и юность Бенджамена Бриттена были тесно связаны с христианством. Его отец был агностиком и не посещал богослужения, но мать была воцерковлённой, членом англиканской церкви, и она много внимания уделяла религиозному воспитанию детей. Бенджамин был очень близок с матерью, и ее вера оказала огромное влияние на формирование его характера. В юношеских дневниковых записях и письмах к матери он часто рассказывает о своих духовных переживаниях, размышлениях о прослушанных проповедях и прочитанных книгах, в том числе и о Священном Писании. На первой странице своего дневника пятнадцатилетний юноша записывает молитву: «Мой долг перед Богом – верить в Него, бояться Его и любить Его всем сердцем, всем разумом, всей душой и всеми силами. Поклоняться Ему, благодарить Его, полностью доверять Ему, призывать Его, знать Его Святое Имя и Его Слово и верно служить Ему во все дни моей жизни».

Однако начало взрослой самостоятельной жизни заставляет Бриттена критически переосмыслить свои юношеские идеалы. В середине 1930-х годов под влиянием дружбы с поэтом У. Х. Оденом он постепенно отходит от христианства. Круг общения молодого композитора – Уистен Оден, Питер Пирс (выдающийся оперный певец) и другие его друзья, исповедующие пацифизм и свободные моральные взгляды – все больше заставляет его задуматься о «лицемерии официальной церкви». Он пытается окончательно порвать с церковью в 1937 году после смерти матери. Тем не менее тема греха и искупления продолжает занимать его на протяжении всей жизни, что выразилось в создании множества произведений на христианские сюжеты.

У Бриттена не получалось быть «успокоившимся агностиком», он продолжал свои духовные поиски на протяжении всей жизни. Уже после смерти композитора его старшая сестра Бет описывала его религиозные воззрения следующим образом: «Бен не ходил в церковь большую часть своей взрослой жизни. Хотя наша мать воспитывала нас преданными христианами, и он, очевидно, чувствовал потребность в поклонении Богу. Он прошел через множество различных этапов. Одно время он чуть не стал квакером, потому что всегда восхищался ими. Потом его привлекала Римская Католическая церковь: я думаю, он чувствовал, что эта религия кажется более живой, чем наша Англиканская церковь; и он считал, что их музыка лучше…». 

В 1963 году в одном из интервью Бриттен внезапно называет себя христианином, хоть не вполне ортодоксального толка: «Я, конечно, преданный христианин, но должен признаться, что на меня влияют [либеральные богословы] епископ Вулвичский и Бонхёффер, и в данный момент я не поклоняюсь Богу так регулярно, как, возможно, буду позже». В это время он говорил: «Я начинаю все больше и больше чувствовать, что вся моя музыка должна быть написана во славу Божью».

В последние годы жизни Бриттена постоянно посещают мысли о возвращении в лоно церкви. Интервью этого периода отражают его мысли о желании «духовного святилища». Впрочем, он не считал, что «было бы честным присоединиться к церкви так поздно». Его друг, епископ Лесли Браун, во время его последней болезни неоднократно предлагал ему принять Причастие, но Бриттен отклонял его предложение, говоря о том, что «еще не готов». Но незадолго до смерти он сам обратился епископу с просьбой о Причастии. Это стало для него не только символом возвращения к вере своего детства, вере матери, но и, возможно, нового шага в вере Богу. Лесли Браун вспоминал впоследствии: «Когда я собрался уходить, я спросил: “Все в порядке, Бен?” Он ответил: “Как можно быть не в порядке, когда эти чудесные слова звенят у меня в ушах?”». Через несколько дней Бенджамин Бриттен скончался. На его похоронах епископ Браун подвел итог многолетним духовным поискам своего друга: «Бен не мог быть нечестным. Он глубоко верил в реальность, которая действует в нас и через нас и является источником добра и красоты, радости и любви. Иногда он мучился, потому что не был уверен, сможет ли он назвать эту реальность именем Божьим. Иногда он с ностальгией вспоминал чистую, безмятежную веру во Христа, которая была у него в детстве. Он был скрупулезно честен в своей вере и до конца боролся с сомнениями и депрессией».

Биография.

Эдвард Бенджамин Бриттен родился в 1913 году в небольшом английском городе Лоустофт на побережье Северного моря. Семья Бриттенов относилась к среднему классу: отец работал дантистом, мать занимала должность секретаря «Музыкального общества» Лоустофта. У Бенджамина рано проявился музыкальный талант: он учился играть на пианино с двух лет, с пяти лет начал сочинять музыку и быстро обзавелся репутацией вундеркинда. В 10 лет мальчик начал учиться игре на альте, его педагогом стала подруга матери Одри Элсон. Когда Бенджамину исполнилось 14 лет, Элстон представила его выдающемуся альтисту, дирижеру и композитору Фрэнку Бриджу. Бридж был восхищен талантом юного музыканта и предложил ему брать у него уроки в Лондоне. Бридж сыграл значительную роль не только в профессиональном становлении Бриттена, но и в формировании его мировоззрения и социальных убеждений, в частности активного пацифизма. В 1930 году Бриттен стал студентом Королевского музыкального колледжа в Лондоне, параллельно продолжая заниматься с Бриджем. При содействии своего наставника молодой композитор в 1935 году был приглашён на работу в музыкальный отдел BBC.

Переломным в жизни Бриттена стал 1937 год, в котором происходят два важнейших события: тяжело переживаемая им смерть матери и встреча с Питером Пирсом – знаменитым оперным певцом, оказавшим огромное воздействие не только на музыкальные вкусы Бриттена, но и на весь образ его жизни. 

С 1939 по 1942 год Бриттен провел в США. Несмотря на то, что шла война, в 1942 году он принял решение вернуться на родину, где ему пришлось предстать перед трибуналом за отказ от военной службы. Однако с учётом его заслуг перед нацией в сфере искусства, его пацифистские убеждения были приняты, и он получил освобождение от воинской повинности.

Композитор поселился около небольшого приморского города Олдборо. В своем поместье он прожил несколько десятилетий вплоть до самой смерти в 1976 году. 

Начиная с 1948 года Бриттен ежегодно организовывал музыкальный «Фестиваль Олдборо», на котором впервые были исполнены многие его работы и произведения других английских композиторов. В настоящее время фестиваль продолжает проводиться на том же месте.

В историю музыки Бриттен вошел, прежде всего, как создатель новой английской оперы. Помимо опер, композитор уделял внимание другим вокально-симфоническим жанрам, в том числе церковной музыке. Выдающимся примером современного переосмысления традиционных литургических жанров стал «Военный реквием» Бриттена – яркое выражение его мировоззрения и социальной позиции.

Автор текста: Рау Евгения Робертовна.


Текст.

Тебя, Бога, хвалим

Тебя, Бога, хвалим,

Тебя, Господа, исповедуем.

Тебя, Отца вечного,

Вся земля величает.

К Тебе все ангелы,

к Тебе небеса и все силы,

к Тебе херувимы и серафимы

непрестанно взывают:

Свят, Свят, Свят Господь

Бог Саваоф,

полны небеса и земля

величия славы Твоей.

Тебя славный хор апостольский,

Тебя хвалебный сонм пророческий,

Тебя пресветлое мученическое воинство хвалит,

Тебя по всей вселенной

Святая Церковь исповедует:

Отца безмерного величия,

досточтимого, единого и истинного Сына,

и Святого Духа Утешителя.

Ты – Царь славы, Христе,

Ты – Отца присносущный Сын,

Ты, ко избавлению приемля человека,

не возгнушался лоном Девы,

Ты, одолев жало смерти,

отверз верующим Царство небесное,

Ты одесную Бога восседаешь во славе Отчей.

Веруем, что Ты придёшь судить нас.

Поэтому просим: помоги рабам Твоим,

Которых Ты драгоценной кровью искупил.

Навеки сопричисли их ко святым Твоим во славе.

Спаси, Господи, народ Твой,

и благослови наследие Твоё,

Правь им и вознеси его вовеки.

Во все дни благословим Тебя

и восславим имя Твоё вовеки и во веки веков.

Помоги нам, Господи, в этот день сохраниться без греха.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас.

Да будет милость Твоя, Господи, на нас,

как мы уповаем на Тебя.

На Тебя, Господи, уповал я:

да не постыжусь вовеки.

Оставить комментарий