Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Дивеевская обитель – одна из наиболее значимых святынь Русской земли. Первый деревянный храм здесь был заложен инокиней Александрой (Мельгуновой) в середине XVIII века. На начало XIX столетия Серафимо-Дивеевский монастырь был крупнейшим в России. По красоте и благосостоянию ему до сих пор нет равных. Жемчужиной обители, безусловно, является его Свято-Троицкий собор.
Архитектурный облик обители и её главный, великолепный Троицкий собор, возведение которого предсказал ещё преподобный Серафимом Саровский, сохранились до наших дней со времени управления игумении Марии (Ушаковой) - с 1862 по 1904 годы. Собор был заложен 5 июня 1848 года и строился, с перерывами, двадцать семь лет, в 1875 году он был освящён. Автор проекта - нижегородский архитектор Афанасий Турмышев. Созданный в эклектичном смешении разных архитектурных стилей, древнерусского, византийского и классического, храм имеет безупречные пропорции, сочетая в себе мощь и изящество.
Собор летний, не отапливаемый. Его площадь около полутора тысяч квадратных метров, а высота (с крестом) достигает 54-х метров. В плане храм квадратный, с полукруглой алтарной апсидой в восточной части и тремя входами с остальных сторон света. Высокий четверик с барьером между уровнями нижнего яруса и хоров венчает купол с пятью главами. Центральная глава, значительно крупнее других и с большим световым барабаном, находится на восьмигранном основании. Четыре остальные главы, по краям, устроены на глухих гранёных барабанах. Сами купола серебристого цвета. Сейчас собор покрашен в нежно-зелёный цвет, отделка декоративных элементов – белая.
Правый нижний придел собора был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление» 2 июня 1880 года. Левый нижний придел, сберегаемый игуменией Марией для батюшки Серафима, в ожидании его прославления в лике святых, был освящен 22 июля 1903 года. 3 июня 1884 года освятили верхний правый (на хорах) престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а днём позже – левый на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
С 1875 года собор стали украшать живописными полотнами большого размера на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, работы сестёр монастыря. В алтаре поставили большое Распятие, которое было видно отовсюду. Главная красота внутренней отделки храма заключалась не в богатстве его золотого убранства, а в труженической работе обитательниц монастыря по живописи икон и иных рукоделий. Живописные, отделанные золотом иконостасы, высокие хоры с ажурными перилами, льющийся сверху свет делал собор изнутри подобным Царству небесному.
Почетное место в правом киоте Троицкого собора занимает чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой скончался в молитве Серафим Саровский. 30 июля 1991 года в Свято-Троицкой собор была торжественно перенесена рака со Святыми мощами Преподобного Серафима.
История создания.
Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века, бывшей рязанской помещицей Агафьей Мельгуновой. В молодых годах она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре Агафья приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды, после долгого полунощного бдения в молитве, матушка Александра сподобилась увидеть Пресвятую Богородицу, и услышать от Неё благословение основать новую обитель. Мать Александра отправилась странствовать по России. Путь её лежал к одной из знаменитых русских обителей, Саровскому монастырю. По совету саровских старцев, мать Александра поселилась в деревеньке вблизи Дивеева. После смерти единственной дочери, она продала все свои имения и благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1780-х годах ею, по благословению Царицы Небесной, была возведена каменная Казанская церковь.
В 1788 году местная помещица, госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другую пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому уставу. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах. В 1789 году матушка заболела и была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, схимонахиня Александра просила отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Пахомий указал на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью.
Преподобная Александра скончалась в июне 1789 года, оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре подвижник удалился в Саровский лес. К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, разрослась, число сестер в ней достигло пятидесяти. В декабре 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном Преподобному Серафиму Царицей Небесной. Новая община стала называться Мельничной. После смерти Преподобного Серафима, Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь, игуменьей назначили Марию (Елисавету Ушакову). Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские. Рукодельная, где вышивали золотом и шелками по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и переведением картин на жесть, камень и дерево и переплетная. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания - стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки. В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.
Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы, конный двор с необходимыми постройками, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века, при игумении Марии, Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием с образцовым хозяйством. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы. В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора были изъяты. Сестрам пришлось нести трудовую повинность, работать за паек. Несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням.
В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена, в тот же день арестовали всех монастырских священников. Большинство сестер рассеялись по округе, некоторые уехали домой. Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, многие из них были переданы возрожденному монастырю в 1999 году.
Троицкий собор был осквернен, кресты скинуты. Когда срывали кресты, повредили главки куполов и крышу. Позже здесь был склад стройматериалов и зернохранилище. «Груды обвалившейся штукатурки, вздыбленный, сгнивший деревянный пол; обнаженные до красного кирпича стены в тусклом свете мартовского утра четырьмя арками поднимались ввысь, к льющемуся из разбитых окон центрального купола свету» - так описывают собор того времени очевидцы.
1 января 1991 года Свято-Троицкий собор был возвращён верующим.
Все большие праздники отмечаются здесь торжественными богослужениями, на праздники Преподобного Серафима Саровского собирается около трех десятков архипастырей. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей. Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.
Автор текста: Марина Румянцева.