Святая Мария Магдалина - Бернини Джованни Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святая Мария Магдалина
Святая Мария Магдалина
Автор: Бернини Джованни Лоренцо
Местонахождение: Сиенский собор, Сиена, Италия
Произведение: Скульптура Святой Марии Магдалины
Жанр: Скульптура
Год создания: 1661 – 1663 гг.
Эпоха: Возрождение, Барокко

Описание произведения.

Мраморную скульптуру Марии Магдалины, так же как и статую Святого Иеронима для Кафедрального собора Сиены, Бернини изваял в 1661 – 1663 годах. По заказу Папы Александра VII (Фабио Киджи) мастер спроектировал в соборе Капеллу Киджи и купольный фонарь.

Фигура Святой Магдалины помещена в нишу капеллы, но гений Бернини позволил ей существовать не в этом геометрическом пространстве, а в другом – духовном, Небесном. Скульптура создана мастером со свойственными ему экспрессией и живостью. Лицо Святой обращено к Небу, руки у левой щеки сложены в жесте, который можно трактовать как выражение удивления, но и – раскаяния. Поза Марии немного театральна, исполнена грации и внутреннего напряжения, которое как бы подхватывает и выявляет живописный беспорядок драпировок.

Бернини умел оживлять свои творения «играя» светом, фактурой и перспективой композиций. Поверхности камня он мог придать и структуру ткани, и бархатистость кожи, и тонкость прядей волос. Эффект движения его скульптурам сообщали не только их позы, но и разные степени освещённости деталей, блики или глубокая тень. Всё это мы видим в мраморной Марии Магдалине. Она – дышит, она живёт. Стоя на земле, она стремится к Небу.

Гений скульптора властвует над камнем, навечно наделяя его душой.

История создания.

В 1661 году Джованни Лоренцо Бернини, главный скульптор и архитектор Святого Престола того времени, сделал несколько проектов для Кафедрального собора в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии, расположенного на площади Пьяца-дель-Дуомо в тосканском городе Сиена.

Скульптуры Святой Магдалины и Святого Иеронима для капеллы Киджи Бернини создавал в своей римской мастерской, а в Сиену они были доставлены в 1663 году. Сохранились сведения, что мастеру, по окончании работы, был выплачен гонорар около двух тысяч скудо.

Эскиз статуи Святой Марии Магдалины хранится в Музее изобразительных искусств Лейпцига.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.

Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.

В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.

Биография.

Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.

Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.

Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.

Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.

В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монархе в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.

Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий