Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Колоссальная роспись потолка Сикстинской капеллы содержит девять сюжетов из Книги Бытия. Три триады по три сцены посвящены сотворению мира, истории Адама и Евы и истории Ноя. В одной из фресок первой триады Микеланджело совместил события третьего и четвертого дня творения, описанные в первой главе Библии. Композиция этой истории, наверное, самая свободная и дерзкая из всего цикла. Её художественное построение следует прочитывать справа налево – противоположно традиционному восприятию. Создатель стремительно проносится в мировом пространстве, двигаясь от правого края фрески. Зажигая по пути светила, дневное и ночное, Солнце и Луну, он широким движением рук разводит их в стороны, властно и бесповоротно указывая им место на небесном своде: «и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт.1:15). Чтобы наглядно показать стремительность этого движения, художник прибегает к древнейшему выразительному средству, изображая Бога Отца дважды: летящего в сонме ангелов прямо на зрителя и, уже удаляющегося по направлению к земле. Жестом руки Он приказывает явиться растениям, говоря: «…да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое…» (Быт.1:11). И это событие третьего дня.
В раннехристианском и средневековом искусстве такой приём, когда персонаж изображался в одной сцене несколько раз, подчёркивал быстроту чередования событий и динамику развития повествования. Все линии и формы фрески подчинены этому бурному устремлению Создателя вперёд. Словно древний могучий старец предстаёт перед нами ветхозаветный Бог Саваоф, в тунике винно-красного цвета, с грозно сверкающими очами, развевающимися по ветру волосами и длинной белой бородой. Свободно движется он в пространстве, повинуясь лишь Своей воле. Изображения, повествующие о сотворении мира, выполнялись последними в цикле. Микеланджело постепенно, по мере продвижения от входа к алтарю, уменьшал количество персонажей в каждом сюжете фрески, одновременно увеличивая масштаб фигур для более ясного прочтения. Внимание перемещал с творения на самого Творца. «Он носится как грозовая туча, разражающаяся ударами грома и молний», которой тесно в рамках картины. Так мастер передал нам идею вечности, безграничности и бесконечности, идею вездесущности Божьей.
История создания
Сикстинская капелла в Ватикане была выстроена в 1477 - 1480 гг. папой Сикстом IV делла Ровере, дядей Юлия II. В 1480-е гг. верхний ярус её стен расписали фресками такие знаменитые художники Кватроченто, как С. Боттичелли, Д. Гирландайо, Перуджино и другие. Во время больших христианских праздников понтифики лично служили мессу в папской часовне, а с 1492 г. она использовалась также для проведения конклавов - церемоний избрания нового папы. По моде того времени потолок часовни украшала фреска с изображением звёздного неба, но в 1504 г. из-за образовавшейся трещины свод был подвергнут серьёзному ремонту. После его окончания папа пожелал, чтобы плафон расписали заново, и в 1508 г. после многочисленных отговорок Микеланджело принял грандиозный заказ Юлия II на исполнение фресок.
Первоначально предполагалось просто изобразить фигуры апостолов на престолах, но скульптору удалось убедить папу в неоригинальности подобного замысла. В конце концов, он получил полную свободу творчества, разумеется, в рамках утвержденной теологической программы. Существует легенда о том, что мастер работал один, но это невозможно с чисто технической точки зрения. Во время реставрации фрески в 1980 - 1999 гг. было выяснено, что на протяжении всего времени подсобные работы и архитектурные имитации мастеру помогали выполнять коллеги из Флоренции: Дж. Буджардини и Ф. Граначчи, а также его ученик А. Кондиви.
Отношение автора к вере
Микеланджело отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Отваживаясь перечить самому папе Юлию II, с родственниками и близкими друзьями художник был неизменно нежен, щедр и внимателен. Он жил скромно и строго, но не столько ради умерщвления плоти, сколько потому, что был целиком поглощен работой. Вера играла главную роль в его жизни, хотя он был обычным грешным человеком. Во всём, что не было связано с художественным творчеством, Микеланджело представлял собой лишь бедное тело, истерзанное желанием, и бедную душу, гонимую тоской, одиночеством и болью. В каждом из его сонетов можно найти изъявление страсти. Как написал Т. Манн: «Его титаническая гнетущая чувственность вечно порывается к чистоте, к духовности, к Богу и неизменно оборачивается трансцендентной тоской».
Непрерывная драма его жизни находила выражение в грозной и неизбывной трагичности его творений. Самый правдивый автопортрет Микеланджело – портрет человека с содранной кожей. Эту беспощадную и жестокую исповедь мастер представил во фреске «Страшный суд». Всю свою жизнь он оставался преданным католиком. Даже в тот момент, когда религиозно-философский кружок его близкого друга маркизы Виттории Колонны, называвший себя spirituali и вошедший в историю как «итальянские реформаторы», был обвинен в ереси, а она сама сослана по подозрению в близости к итальянским протестантам. Микеланджело продолжал считать, что Божью благодать нельзя купить никакими добрыми делами и пожертвованиями, никакой обрядностью и внешним благочестием. Спасение человеку способна принести только искренняя вера, идущая из глубины души. К концу жизни его религиозные чувства еще более обострились, выражением этого стало обращение к теме Страстей Христовых. Его творения – это путь во внутреннюю тьму, где человек надеется найти свет. «Я живу в любви и истинном свете Христа», - писал мастер о себе самом.
Биография
Микеланджело родился в 1475 г. неподалеку от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, где его отец – глава аристократического, но обедневшего рода – выполнял обязанности подесты́ (мэра). Мальчик был отдан кормилице, в семью каменотесов из деревни Сеттиньяно, где он постиг красоту души камня раньше, чем научился читать. В 1488 г. юный Микеле обучался в мастерской Д. Гирландайо, постигая основы фресковой живописи, а с 1489 г. занимался скульптурой у Бертольдо ди Джованни в Садах Медичи, под покровительством самого Лоренцо II Великолепного; но главной его школой стало копирование произведений Джотто и Мазаччо.
В 1494 - 1495 гг. молодой гений посетил Венецию и Болонью, где работал над скульптурами для различных церквей, а в 1496 - 1501 гг., живя в Риме, создал свои первые шедевры – «Вакха» и «Пьету». Вернувшись во Флоренцию, в 1501 - 1504 гг. Микеланджело высекает огромную мраморную статую Давида, и с этих пор «Гигант» стал бессмертным символом его родного города, наградив своего создателя славой величайшего скульптора. С 1505 г. начинается плодотворный период сотрудничества с римским папой Юлием II: работа над скульптурами для гробницы понтифика продолжалась с перерывами сорок лет; а в росписи плафона Сикстинской капеллы, сделанной практически в одиночку, художник показал себя небывалым по мощи и драматизму мастером фрески. В 1519 - 1534 гг. художник занимался скульптурным и архитектурным комплексом гробницы Медичи и библиотеки Лауренциана во Флоренции, попутно проявив себя в качестве военного инженера во время осады родного города в 1529 г.
В 1535 г. папа Павел III назначает Микеланджело главным скульптором, архитектором и живописцем Ватикана; к 1541 г. художник завершает свою вторую гениальную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы и работает над росписями папской капеллы Паолина. С 1546 г. мастер отдавал почти всё своё время архитектуре, занимаясь проектированием и реконструкцией ансамбля площади Капитолия и собора св. Петра в Риме, отказавшись от оплаты за храм во славу Господа; ваянию он посвящал теперь только ночные часы, создав несколько шедевров, в том числе «Пьету Ронданини». Вся жизнь его без остатка была отдана работе, он жалел времени даже на еду и сон; единственной его семьёй оставалась семья отца – братья и племянники. Помимо художественного наследия, Микеланджело оставил огромное количество сонетов, многие из которых написаны для его римских друзей – Т. Кавальери и В. Колонна, составлявших любовь и страсть его души. В 1563 г. во Флоренции мастером была основана академия рисунка. Он также явился первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана еще при жизни. Умер гениальный скульптор в 1564 г., его тело было тайно вывезено из Рима во Флоренцию и похоронено в церкви Санта-Кроче.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.