yandex

«САУЛ» - Витторио Альфиери

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«САУЛ»
«САУЛ»
Автор: Витторио Альфиери
Произведение: «Саул»
Жанр: Трагедия
Эпоха: Классицизм
Дата создания: 1782

Итальянский драматург-классицист Витторио Альфьери родился 16 января 1749 года в Асти (княжество Пьемонт) в знатной и богатой семье. В раннем возрасте потерял отца. С 9 лет воспитывался в Туринской академии, но так, по его словам, и не получил должного образования. После окончания Академии будущий блестящий писатель отправился в путешествие по Европе, с 1767 по 1772 годы. По возвращении в Турин начал серьезно заниматься самообразованием, изучая с этой целью латинский и греческий языки. В 1777 году Альфьери переезжает в Тоскану.

Именно в тосканский период (1777 – 1784) Альфьери всерьез увлекается чтением Священного Писания. Вот как об этом писал сам автор: «Начиная с марта того года (т. е. 1782-го) я пристрастился к чтению «Библии», хотя и читал ее отрывками, не по порядку. Тем не менее, и такого чтения хватило, чтобы зажечься удивительной поэтичностью книги, и я почувствовал, что не смогу успокоиться, пока не дам выхода охватившему меня наваждению в каком-нибудь поэтическом сочинении на тему».

Так был задуман «Саул» – произведение, которое, по мнению подавляющего большинства критиков, является лучшей трагедией Альфьери. По словам литературоведа Н. Б. Томашевского, драматурга вдохновило именно чтение «Первой Книги Царств» в первоисточнике и, возможно, в некоторых ее итальянских переложениях.

Создавая натуру противоречивую и страдающую, автор особенно вдохновился Библейскими стихами, повествующими об овладении Саулом лукавого духа. В 1 Книге Царств об этом упоминается не единожды:

«А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар. 16:14)

«И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем» (1 Цар. 18:10)

«И злой дух от Бога напал на Саула» (1 Цар. 19:9)

Показывая корень зарождения злобы в душе первого царя израильского, драматург обращает внимание на исторический момент победы, одержанной Давидом над филистимлянским воином Голиафом: «И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово» (1 Цар. 18:7-8). Согласно художественной интерпретации Альфьери, Саул ставит в вину победителю свою попранную честь:

А ты им не ответил:

«Саул, когда был молод, убивал

Не тысячу, а тоже тьмы, он – воин,

Он сотворил меня».

В патристике данный стих истолковывается в связи с порабощением еврейского правителя пагубной страстью: «извратился завистью» Саул, по мнению Тертуллиана, в том же уличает гонителя Давидова святитель Иоанн Златоуст. Не отступает от святоотеческого наследия и Альфьери, однако обрамляет тему зависти особой образностью, влагая в уста Саула признание: «Ах, я был пронзен / Той песнею».

Поэтически осмысляет драматург и один из самых сложных моментов Библии – выражение «А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар. 16:14) Святые отцы, черпающие знания из сокровищниц мудрости духовной, оставили нам жемчужины своих изречений на данный стих 1 Книги Царств. По словам блаженного Августина Иппонийского, дух лукавый назван Господним, поскольку он не имел бы возможности охватить Саула, «если бы то не было дозволено высшей справедливостью». По объяснению святителя Афанасия Великого, на примере первого царя израильского мы видим исполнение духовного закона: «согрешающий пребудет в том, кому подчинил себя». Подобным образом истолковывает данное место Писания и святитель Иоанн Тобольский: дух лукавый «был послан Богом в наказание Саула за грехи его». Именно так понимает беснование Саула и признанный итальянский драматург. По словам Ионафана – сына еврейского правителя – Бог попустил Саулу быть порабощенным злым духом:

О, боже,

Зачем ты отвернулся от царя

Саула? Почему для злого духа

Покинул прежнего раба?

Святые отцы не настаивают на том, что по природе своей духом злобы, терзавшим Саула, был именно дух зависти. Это противоречило бы тексту Библии, в которой рассказывается, что Давид играл на гуслях всякий раз, когда Саула охватывал дух лукавый. Под беснованием первого царя израильского можно понимать в данном случае и возмущение неприязнью, и порабощение отчаянием, и уязвление завистью. С таких позиций рассматривает духовный недуг Саула и творец трагедии. Так, одним из господствующих бесовских состояний героя является одержимость духом подозрительности. Сам о себе герой Альфьери свидетельствует:

Нетерпеливый, мрачный.

Жестокий, злобный – вот я стал каков,

Всегда себе не мил, не мил другим,

При мире жажду войн, при войнах – мира,

Из каждой чаши пью я тайный яд,

Ищу я в друге недруга;

Впоследствии испытывающий нападки злого духа царь израильский начинает мучиться и страхованиями. Терзаемый злыми силами, он боится собственной тени:

Ужасная, разгневанная тень,

Оставь меня! Вот я у ног твоих...

Куда бежать?.. Где скрыться?.. Тень, уйди,

О, страшная, не мучь меня.

В сражении на горе Гелвуйской Саул трагически погибает, падая на свой меч из опасения быть поруганным от филистимлян. Святые отцы, обращаясь к примеру первого еврейского правителя, наставляли в том, что само по себе предызбрание Богом еще не является предопределением: помазанный на царство святым пророком Саул впоследствии становится обиталищем злого духа. Так, на Сауле сбываются слова пророка Иезекииля: «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно… не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он» (Иез. 3:20). Наказанием для царя израильского становится удаление от него животворящего Духа Божия. Эту метаморфозу и дальнейшие страдания терзаемой нечистыми духами души Саула и удалось необычайно ярко выразить Витторио Альфьери, которого по праву называют «отцом итальянской трагедии».

Автор: Юлия Ростовцева

FB2

EPUB

Оставить комментарий