Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Опера Рихарда Штрауса «Саломея» (Salome) была написана на основе одноименной драмы Оскара Уайльда.Композитор был вдохновлен пышным восточным колоритом и мрачным психологизмом драмы Уайльда. Выдающийся исследователь оперной музыки Густаво Маркези так описывает впечатление от «Саломеи»: «Здесь все переливается ярким блеском алмазов, драгоценных камней, чрезмерно напоено ароматами. Многокрасочное сияние смешано с разлитым чувством ужаса, который искажает черты оркестровой звучности, придавая ей первобытную ярость».
Атмосфера трагического предчувствия в опере Штрауса – «шелест сильных крыльев» ангела смерти – стала ярким выражением общего настроения, охватившего Европу на рубеже XIX и XX веков. Подобное ощущение неведомой, но неминуемой беды – характерная черта искусства этого времени. Поэты, художники и музыканты чутко реагировали на наступление нового века, которому предстояло показать человечеству, к чему приводит отвержение духовных ценностей. Конфликт духовного и материального стал одной из философских идей, над которыми размышляет композитор в истории Саломеи.
История создания.
Драма Оскара Уайльда «Саломея» была написана в 1892 году. Штраус впервые познакомился с ней в адаптации венского писателя Антона Линднера. Сюжет заинтересовал композитора, но либретто Линднера его не удовлетворило, и он обратился к полному тексту пьесы в немецком переводе Хедвиги Лахманн. Впоследствии именно этот текст с некоторыми сокращениями лег в основу оперы. В ноябре 1903 года Штраус посетил спектакль по пьесе Уайльда в Берлине. В театре один из приятелей композитора обратился к нему со словами: «Вот подходящий сюжет для Вас», на что Штраус ответил: «Уже работаю над оперой...».
20 июня 1905 года партитура «Саломеи» была окончена. Незадолго до этого почти готовую оперу Штраус проиграл двум людям, чье мнение для него было очень важно. Одним из них был его престарелый отец. Отзыв Франца Штрауса был очень непосредственным: «О Господи, – воскликнул он, – какая нервная музыка! Так и кажется, будто в штаны к тебе забралась куча муравьев». До премьеры оперы старик не дожил – он скончался 31 мая 1905 года. Вторым человеком, на суд которого Штраус представил свое творение, был композитор Густав Малер. Опера произвела на него большое впечатление. Однако Малер заметил, что музыка для танца Саломеи еще не готова, и выразил сомнение, удастся ли Штраусу вставить потом этот фрагмент в уже готовую работу. Действительно, созданный впоследствии «Танец семи покрывал» несколько отличается по своему стилю от остальной музыки оперы.
Премьера «Саломеи» состоялась 9 декабря 1905 года в Дрездене, дирижировал Э. фон Шух, а с течением времени опера прочно утвердилась в репертуаре ведущих театров мира. Даже настроенные категорически против нее критики неохотно стали замечать, что «из патологического происшествия “Саломея” превратилось в нечто вроде произведения искусства…»
Отношение автора к вере.
Рихард Штраус родился в католической семье, его мать была благочестивой прихожанкой церкви. В зрелые годы композитор не много говорил о религии. У него практически нет духовных сочинений. Однако тема противостояния греха и святости, порока и добродетели появляется в его творчестве, в том числе в работах на библейские сюжеты («Саломея», «Легенда об Иосифе»).
Рихард Штраус неоднократно высказывался о том, что музыка имеет духовную природу, считая ее божественным даром. Он писал: «Мелодия, раскрытая в величайших произведениях нашей классики, является одним из самых благородных даров, которые невидимое божество даровало человечеству». «Мелодии Моцарта, симфонии Бетховена, песни Шуберта, второе и третье действия “Тристана” – это символы, в которых раскрываются глубочайшие духовные истины. Они не “выдуманы”, но “даны” тем, кто имел привилегию их получить. Откуда они взялись, никто не знает, даже их создатель, ставший бессознательным рупором демиурга». «Мелодическая идея, внезапно обрушившаяся на меня ни с того ни с сего, возникает в воображении немедленно, бессознательно, без всякого влияния разума. Это величайший дар божества, и его нельзя сравнить ни с чем другим».
Биограф композитора Майкл Кеннеди так описывает его духовный облик: «У Штрауса столько же недостатков и ограничений, как и у любого другого композитора, но они кажутся мне незначительными по сравнению с подавляющим величием его творчества. Это было не бетховенское величие. Он не стремился дать человечеству духовное утешение. Он не верил, что своим искусством изменит судьбу человечества. Но он мог заглянуть в человеческое сердце, иногда “сквозь тусклое стекло”. Намеки на нравственность или безнравственность не волновали его так, как, например, Малера. Он, подобно Моцарту, был служителем музыки. ”Музыка – это святое искусство”, – поёт Композитор в прологе его “Ариадны на Наксосе”. Это было религией и страстью Штрауса».
Биография.
Рихард Штраус родился в 1864 году в Мюнхене. Его отец Франц Штраус был первым валторнистом в придворном оркестре. Мальчик начал заниматься музыкой с четырех лет, а в шесть лет написал свои первые сочинения. Параллельно с домашними музыкальными занятиями Рихард обучался сначала в гимназии, а затем в Мюнхенском университете, где изучал философию и историю искусства. Дирижер Ф. Майер давал ему уроки гармонии, анализа музыкальных форм, оркестровки.
Штраус рано проявил себя как талантливый дирижер. Уже в 1885 году он стал преемником известного музыканта Г. фон Бюлова на посту руководителя придворного оркестра герцога Саксен-Мейдингенского. На протяжении всей жизни Штраус работал и в оперных театрах: с 1886 года в Мюнхене, с 1889 – в Веймаре, с 1898 – в Берлине, с 1919 – в Вене. В качестве дирижера он много гастролировал по Европе, выступал в Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Франции.
Главные достижения Штрауса как композитора связаны с двумя жанрами: симфоническая поэма и опера. Широкую известность ему принесла симфоническая поэма «Дон Жуан», написанная в 1889 году. На рубеже XIX и XX веков Штраус стал одним из самых ярких представителей программного симфонизма. Всего он создал 7 симфонических поэм. В начале XX века Штраус обратился к музыке для театра. Написанные им оперы и балеты упрочили мировую славу композитора.
После прихода к власти нацистов в 1933 году Штраус в течение двух лет был президентом Имперской музыкальной палаты. Однако политикой он не интересовался, и главным мотивом для принятия высокого поста стала для него надежда защитить от преследований жену его сына Франца, которая была еврейкой. После того, как в гестапо попало письмо Штрауса, где он выражает поддержку еврейскому писателю и драматургу Стефану Цвейгу, композитор был отправлен в отставку.
После окончания войны Штраус вместе с семьей какое-то время жил в Швейцарии. Накануне своего 85-летия композитор, наконец, вернулся в собственный дом в Баварии, в городке Гармиш-Партенкирхен. Но прожил он там всего несколько месяцев. 8 сентября 1949 Рихард Штраус скончался.
Творческое наследие Штрауса очень велико. До настоящего времени его работы остаются одними из самых исполняемых произведений, созданных в XX веке.
Автор текста: Рау Евгения Робертовна.