Рука Бога - Огюст Роден

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Рука Бога
Рука Бога
Автор: Огюст Роден
Местонахождение: Музей Родена, Париж
Произведение: Скульптура «Рука Бога»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1898-1902 гг.
Эпоха: Импрессионизм

Описание произведения.

Мраморная скульптура «Рука Бога» отсылает к Первой книге Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Рука Господа – это в первую очередь рука Творца, Создателя. И – конкретнее – Ваятеля, способного придавать материи форму. Сочетание почти не обработанного (сама материя, глина, прах) и гладко отполированного мрамора (рука, мужская и женская фигуры) символизирует сам процесс творения, божественного воплощения. По словам Родена, «при сотворении мира первая мысль Бога, - если только мы можем проникнуть в его мысли, - касалась формы». Из куска глины (или бесформенной материи) выступают мужская и женская фигуры. Их позы – позы эмбрионов, борьбы, любви, страсти, свободного полета – одна из самых выразительных, напряженных и вместе с тем гармоничных пластических композиций скульптора, который запечатлел их в момент, когда творение почти завершено, а Адам и Ева вот-вот обретут свободу.

История создания.

Первый вариант из гипса был выполнен в 1896 году. В течение жизни Роден выполнил тысячи гипсовых этюдов рук, которые становились у него выражением самых разных эмоций. Из некоторых эскизов впоследствии родились известные шедевры, которые вошли в так называемую серию «Руки». Среди них такие работы, как «Секрет», «Собор», «Рука дьявола», «Рука, протягивающаяся из могилы» и «Рука Бога». По определению Родена, руки – это «дельта, куда стекается много жизни, впадающей в великий поток движения. У рук – своя история, своя красота, право на собственное развитие, свои пристрастия, своя культура».

В музее Родена в Мёдоне хранится слепок руки самого скульптора, сделанный его учениками. Райнер Мария Рильке сравнивал руки Родена с руками жонглёра – настолько быстро и ловко он лепил или рисовал, не глядя на бумагу.

Отношение автора к вере.

На мировоззрение Родена повлияла с одной стороны глубокая религиозность его простой семьи, с другой стороны – уважение к человеческому разуму, недаром он родился во Франции, давшей миру Вольтера и других Энциклопедистов, своего ровесника Золя и прочих выдающихся мыслителей с атеистическими взглядами. В юности, потеряв любимую сестру Мари, с которой он был очень дружен, Роден стал послушником в конгрегации «Отцы Святых Даров». Однако его основатель Пьер Юлиан Эймар, увидев талант послушника, убедил его вернуться в мир и к занятию творчеством. Одной из первых известных работ Родена стал бюст своего благодетеля.

Под религиозностью Роден понимал не принуждение к выполнению обрядов и подчинение догмам. Но он был убежден, что художники – самые религиозные из смертных, так как художественного творчество невозможно без ощущения непостижимого в мире. Человек, по убеждению Родена, не способен уловить Природу своими пятью чувствами, не способен увидеть ее ни обычным, ни духовным зрением. Роден считал религиозное сознание – это прорыв «к бесконечному, к вечности, безграничному познанию и любви - быть может, иллюзорный, но заставляющий нашу мысль окрыленно трепетать в этой жизни».

Биография.

Огюст Роден, французский художник и скульптор, один из основателей импрессионизма в скульптуре, родился в Париже 12 ноября 1840 года в семье служащего префектуры и швеи. Учиться он не любил, в католической школе был одним из самых отстающих, но страстно увлекся рисованием. Позже он признается, что скульптором стал почти случайно – на холсты и краски не хватало денег, а для зарисовок скульптур достаточно было карандаша. Окончил бесплатную парижскую Малую школу рисования и математики, которая готовила художников, декораторов, ювелиров, долгое время потом работал подмастерьем и декоратором. Постоянно посещал Лувр, изучая его шедевры. Одним из первых, кто заметил талант Родена, был художник и педагог Малой школы Лекок де Буабодран. Трижды Роден безуспешно пытался поступить в Школу изящных искусств. Посещал курсы скульптора Антуана Бари. Первый крупный заказ получил от брюссельской Биржи.

В 1862 году, после внезапной смерти любимой сестры Мари, Роден поступает послушником в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убеждает его вернуться к занятиям искусством.

Французская безработица во время Франко-прусской войны привела Родена в Брюссель, в мастерскую к скульптору Альберу Каррье-Беллёзу. С 1864 по 1870 год он создавал там декоративные скульптуры без права ставить на них собственное имя и был уволен за то, что однажды ослушался.

В 1876 году Роден совершил путешествие (на поездах и пешком) в Италию, искусство которой (особенно Микеланджело и Донателло) оказало на него огромное влияние. Результатом долгого путешествия стало также эссе «Французские соборы». Другая известная книга Огюста Родена – «Разговоры об искусстве».

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже, приуроченной к открытию Эйфелевой башни, французское правительство предоставляет Родену целый павильон, где было выставлено 136 скульптор (среди которых – знаменитые «Врата ада», которые Роден так и не успел закончить). В это время Роден находится в зените своей славы.

Огюст Роден умер в 1916 году от воспаления легких и незадолго до смерти завещал все свои работы и рукописи государству. В мире существует три музея Родена – в Париже, в Мёдоне и Филадельфии. Среди наиболее известных его работ – «Граждане Кале», «Врата Ада», «Мыслитель», «Поцелуй», «Вечная весна», «Бальзак» и другие.

Автор текста: Ольга Канискина.

Оставить комментарий