Путешествие и поклонение волхвов - Пизано Никколо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Путешествие и поклонение волхвов
Путешествие и поклонение волхвов
Автор: Пизано Никколо
Местонахождение: Кафедральный собор, Сиена, Италия
Произведение: Рельеф «Путешествие и поклонение волхвов»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1265 – 1268 гг.
Эпоха: Средние века, Проторенессанс

Описание произведения

Мраморный рельеф «Путешествие и поклонение волхвов» был создан итальянским мастером Никколо Пизано во второй половине XIII века для украшения кафедры Сиенского собора. Многофигурная композиция рельефа представляет библейские эпизоды путешествия волхвов с Востока в Вифлеем и принесения ими даров Младенцу Иисусу.

В левой и нижней частях рельефа изображено путешествие волхвов из далёких краёв, из Персии и древней Вавилонии, за Рождественской звездой, дабы поклониться будущему Спасителю Мира, появление Которого предсказывали ещё древние пророки. В Библии волхвы называются царями, их имена Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Против часовой стрелки на панели показан весь их путь – как они покидают свои дворцы и идут караваном в Иерусалим. Подробно прописаны детали пейзажа с деревьями и животных, составляющих караван – лошадей, верблюдов, собак.

В правой верхней части композиции находится Богоматерь, держащая на коленях Божественного Младенца. Рядом с Ней изображён ангел с крестом в левой руке, указывающий правой рукой на Иисуса. Возможно, это тот самый ангел, который явился Волхвам во сне и сказал им возвращаться из Вифлеема «путём иным», чтобы не выдать Младенца, будущего царя Иудейского, Ироду. Восседающая на возвышении, величественная фигура Марии, с монументальными, но мягкими округлыми пластичными формами, передаёт всю нежность и любовь Матери. Подвижная детская фигурка Иисуса в Её руках исполнена естественной грации.

Мельхиор, седовласый старец, изображён стоящим на коленях перед Богомладенцем и держащим Его пяточку. По преданию, в подарок Господу он принёс золото. За его согбенной фигурой находится Валтасар, «смуглый муж средних лет», который преподносит Иисусу смирну – благовонное вещество для посмертного умащения тел. Гаспар, безбородый юноша, принесший ладан, изображён стоящим за ними. Дары, которые принесли волхвы, символичны: золото преподносят царям, ладан – священникам, смирну – тем, кто должен умереть.

Фигуры рельефа монументальны, облачены в тяжёлые драпировки и гармонично скомпонованы в отдельные сцены. Николо Пизано, используя световые и пластические эффекты, мастерски оживляет камень, наделяя его человеческими эмоциями. Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой ликов и жестов, подчёркивается динамика всей композиции. В светлых, воодушевлённых библейских образах мастер гениально передал Высший промысел Господень и его земное воплощение.

История создания

Весь архитектурный облик Кафедрального собора Сиены и его скульптурное оформление были разработаны и частично осуществлены, при жизни, выдающимся итальянским мастером Никколо Пизано. Он сумел придать пластическим формам величавость и выразительность, навеки связав своё имя с именем Сиенского собора.

В 1265 году скульптор начал работу над кафедрой собора. Она несколько напоминает его кафедру в баптистерии Пизы, но большего объёма, восьмигранная, а не шестигранная, и более сложна технически и композиционно. Рельеф на мраморных панелях также выше, поэтому контрасты света и тени глубже. Фигуры на барельефах располагаются плотнее, в них больше динамики. Кафедра имеет восемь колонн из гранита и мрамора по периметру и центральную колонну, окруженную резными фигурами «Философии» и «Семи свободных искусств». Мраморные рельефы на её панелях представляют новозаветные сюжеты: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Принесение в храм», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев», «Распятие», «Страшный суд с праведниками» и «Страшный суд с грешниками». Угловые сегменты кафедры украшены статуями.

Никколо Пизано во время возведения Сиенского собора уже имел большую скульптурную мастерскую, среди его учеников и помощников были сын, Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, будущие великие скульпторы.

Отношение автора к вере

О личной жизни Никколо Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Никколо Пизано, сначала один, а затем с сыном Джованни, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику, а также ряд архитектурных проектов знаменитых церквей Италии.

Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. В своих статуях и рельефных композициях Никколо наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.

Биография

Никколо Пизано, архитектор и основоположник школы итальянской скульптуры эпохи Проторенессанса, родился в Апулии приблизительно в 1220 – 1225 годах (точная дата его рождения неизвестна). Предположительно, обучался ремеслу в местных мастерских, выполнявших архитектурные и скульптурные заказы императорского двора Фридриха II. В 1245 году Никколо уехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато, а позднее переехал в Лукку. Там, на северном тимпане собора Святого Мартина им были созданы рельефы «Рождество», «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста».

В Пизе скульптор обосновался в конце 1240-х годов. Здесь родился его сын Джованни, впоследствии продолживший дело отца. В 1255 году мастер получил заказ на создание кафедры для пизанского баптистерия, его он выполнял с учениками – Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Рельефы кафедры со сценами жизни Христа являются шедеврами мировой скульптуры. Между 1260 и 1264 годами Пизано завершил строительство сложного купола пизанского баптистерия, состоящего из полусферической и усечённой конической частей. Фасад баптистерия позднее оформил скульптурами уже сын Никколо, Джованни.

Кафедральный собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии, расположенный на площади Пьяцца дель Дуомо в тосканском городе Сиена, великолепный памятник итальянской готики, также является творением замечательных архитекторов – отца и сына, Николо и Джованни Пизано. В 1265 году скульптор начал работу над кафедрой Сиенского собора. Она напоминает ранее созданную пизанскую, но больше и роскошнее. В работе над ней Пизано также помогали ученики – сын Джованни, Лапо ди Ричевуто, Арнольфо ди Камбио и другие.

Дата смерти выдающегося мастера Проторенессанса точно не определена, предположительно она находится между 1278 и 1284 годами.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий