Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«ПРОРОК».
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Описание произведения.
«Пророк» Лермонтова, написанный в последний год жизни поэта, имеет своим истоком не только книги библейских пророков, но служит своего рода продолжением темы одноименного стихотворения Пушкина о призвании пророка «глаголом» жечь «сердца людей». «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья: / В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья». Сравнивая пушкинского «Пророка» с лермонтовским, мы увидим у Лермонтова другой поворот пророческой темы — тему отверженности человека с пророческим даром, его изгнания из общества людей. Между тем, это именно библейская тема — она звучит лейтмотивом как в Ветхом (Книги пророков), так и в Новом заветах. Поэт прямо пишет о том, что народ изгоняет Божьего человека и отвергает главную заповедь Божию о любви: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин.13:34). Люди исполняются злобой, слыша из уст пророка слова Божьи: «С тех пор как Вечный Судия / Мне дал всеведенье пророка, / В очах людей читаю я / Страницы злобы и порока». В этом поэт видит великую трагедию человечества, потому что отвергая заповедь, они отвергают Самого Бога, ибо порок извратил их сердца. Лирическому герою «Пророка» остаётся бежать от отступников: «Посыпал пеплом я главу, / Из городов бежал я нищий, / И вот в пустыне я живу, / Как птицы, даром Божьей пищи». Посыпание головы пеплом и пылью — древний ритуал, означающий скорбь, близкую к отчаянию. Так поступали и кающиеся. Лермонтовский пророк бежал в пустыню в отчаянии и скорби, чтобы оплакивать грехи рода человеческого. Можно сравнить эти строки с удалением в пустыню пророка Илии, которого питал Бог, посылая ворона, чтобы тот приносил ему хлеб и воду. Эти строки напоминают также и о пустынном жительстве Иоанна Предтечи и его призыве к покаянию (глас вопиющего в пустыне) в том, что не сохранили заповедей Божьих. Стихи из 20 главы Книги пророка Иеремии также дают образ отвергнутого пророка: «Зачем вышел я из утробы? чтобы видеть муку и скорбь и чтобы закончились мои дни в поругании?». (Иер.20:18), «стал я вседневным посмешищем, всякий издевается надо мною. Ибо от многих слышал я навет, отовсюду угроза: «заявите, а мы донесем на него». Все, жившие в мире со мною, подстерегают меня: «может быть, он оплошает, и мы одолеем его и отомстим ему». (Иер.20). Скорбь пророка заставляет его произносить слова, в которых он готов отказаться от своего призвания: «И сказал я: не стану больше напоминать о Нём и не буду говорить именем Его...» (Иер.20:9) — но пророк продолжает служение: «Со мною Господь, как воин могучий, и поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют праведного» (Иер.20:18).—Так и лермонтовский герой уходит от людей в пустыню, но проповедует земной твари и звёздам, потому что они хранят «завет Предвечного»: «Завет Предвечного храня, / Мне тварь покорна там земная; / И звезды слушают меня, / Лучами радостно играя». Есть в стихотворении Лермонтова и библейский мотив осмеяния пророка Елисея детьми: «Смотрите ж, дети, на него: / Как он угрюм, и худ, и бледен! / Смотрите, как он наг и беден, / Как презирают все его!».
Трагедия оплакивания пророком богоотступничества народа — продолжает и восполняет на библейском материале, начатую Пушкиным тему пророческого служения поэта.
История создания.
Перед отъездом поэта на Кавказ, писатель В.Ф.Одоевский подарил Лермонтову записную книжку с условием, чтобы тот возвратил её обратно, исписанную стихами. Одоевский сделал в ней несколько напутственных записей — цитат из апостольских посланий (в оригинале на церковнославянском языке, здесь — в русском переводе): «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». (1Кор.14:1); «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1Кор.13:8). Ответом на эти слова стало стихотворение «Пророк», в котором отразилось понимание сущности того, что произошло с человеком, отступившим от Бога и предавшем Его пророков. «Пророк» — одно из последних стихотворений Лермонтова. Оно создавалось в мае-июле 1841 года, предположительно за неделю до смерти поэта. Неудивительно, что в лирическом герое стихотворения видны черты самого Лермонтова. Нашлось в нём место и главной теме поэта — конфликту глубоко чувствующего, любящего и зрячего человека с бесчувственной толпой.
Отношение автора к вере.
Присутствие Бога — и в мире, и рядом с собой, и внутри себя, — Лермонтов ощущал, как никто другой. Бесспорно, что многие его стихи внушены Богом. Ощущал он и присутствие ангельских сил — как светоносных, так и падших. Об этом свидетельствуют многие его произведения — начиная с раннего «Ангела» и заканчивая «Демоном». Причём и в «Демоне», наряду с богоборческими мотивами, слышна жажда соединения с Богом: «Хочу я с Небом примириться, / Хочу любить, хочу молиться, / Хочу я веровать добру». Герой поэмы «Мцыри» бежит из монастыря в родную Грузию, которую он осознаёт как творение Божие, как рай. Здесь мы видим не богоборчество, но богоискательство юной души: уйти от монастырской скудости в полноту свободных постижений красоты Божьего мира. Всё творчество Лермонтова проникнуто трагической мыслью о том, что искажённый человеческими пороками мир не соответствует Божьему замыслу о творении. Поэт погиб молодым, и можно только предполагать, что мог бы сделать его гений, с ранних лет осознавший своё Небесное Отечество и жаждущий его обрести. В лирике поэта много стихотворных молитв. Об одной из них пишет оптинский старец Варсонофий (ныне канонизированный). По мнению старца, Лермонтов знал силу молитвы Иисусовой и выразил свои впечатления от неё в стихотворении «В минуту жизни трудную…»: «В последнем стихотворении выражается настоящая молитва, при которой «и верится, и плачется, и так легко, легко». Но эти проблески не осветили пустынную душу поэта, и он кончил жизнь свою таким ужасным образом — был убит на дуэли». — Думается, преподобный старец не мог знать подробностей дуэльной истории Мартынова — Лермонтова, которые обнаружились недавно. Лермонтов отказывался драться, но Мартынов настоял на дуэли. Поэт стрелял в воздух, а не-поэт целился в сердце.
Биография.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября, по новому стилю) 1814 года в Москве. С младенчества был на воспитании у бабушки — мать умерла, отец жил отдельно. Глубоко переживал своё сиротство. Рос болезненным мальчиком, был некрасив. Обладая развитым умом, воображением, общительностью, вызывал у сверстников насмешки, вследствие чего испытывал одиночество с детства.
С 1830 года учился в Московском университете — на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже поэт назовет Университет своим «святым местом». В Московском университете держался обособленно, дерзил профессорам. После исключения, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (убийцы поэта) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно». Рано начинает сочинять лирические стихотворения, поэму «Боярин Орша», наброски к историческому роману на тему пугачевщины «Вадим» и драму «Маскарад». Приобретает всероссийскую известность, когда, потрясённый смертью Пушкина, пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором наряду с «убийцей» виновными в преступлении называет высший петербургский свет и приближенных к «трону». Стихи стремительно распространяются в списках и доходят до царя. Поэта арестовывают. За Лермонтова вступаются пушкинские друзья и бабушка, имевшая связи в высшем свете. В результате поэта «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. В 1838 году Лермонтов возвращается в петербургский свет. Его принимают в круг литературной элиты. Печатается в«Отечественных записках». Однако через два года, после дуэли с сыном французского посла Э.де Барантом, Лермонтов снова оказывается на Кавказе. Там он, находясь в действующей армии, участвует во многих сражениях, в том числе, в тяжелейшей битве на реке Валерик, после которой за храбрость был представлен к золотой шпаге (Николай I не одобрил это представление). Работает над романом «Герой нашего времени» и печатает его отрывками в «Отечественных записках», а позже выпускает отдельной книгой. В том же 1840 году, вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова. Зимой 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. Хлопочет о публикации поэмы «Демон» и обдумывает план издания собственного журнала, но внезапно получает приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк. По пути на Кавказ, в Пятигорске Николай Мартынов, обиженный остротой Лермонтова, вызывает его на дуэль. Лермонтов отказывается драться, пытается обратить ссору в шутку, но Мартынов настаивает. 27 июля 1841 года, у подножия горы Машук, после попытки поэта примириться и выстрела его в воздух, он был убит Мартыновым в грудь навылет.
Автор текста: Виталий Алексеев.