«Призвание первых апостолов» - Гирландайо Доменико

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Призвание первых апостолов»
«Призвание первых апостолов»
Автор: Гирландайо Доменико
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан
Произведение: «Призвание первых апостолов»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение
Дата создания: 1481—1482 гг.

Описание произведения.

Эта фреска представляет собой замечательный образец слияния многофигурной композиции с психологическим пейзажем, к мысли о котором художники придут только спустя несколько веков. Доменико Гирландайо в своей работе изобразил одну из важных библейских сцен — призвание первых апостолов Иисусом Христом - фрагмент из 4 главы Евангелия от Матфея: «...Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним...». (Мф.4:18-21).

В чем важность этой истории, что имел в виду Христос под этими словами и как художник отразил их в своем произведении?

Первые ученики Христа — простые рыбаки, не раздумывая над словами Иисуса, пошли за ним, в простоте сердца доверившись сказанному. Таким образом Господь демонстрирует людям, как одним Словом Божьим можно призвать человека к духовному служению. В этом и есть удивительная тайна Церкви, таинство действенного обращения Божия к человеку. Апостолы ведь наверняка поначалу не понимали, что имеет ввиду Иисус, но они не противились его зову, интуитивно ощущая, что его призыв - это путь к новой жизни.

Композиция фрески строится по типу фриза, над которым возвышается пейзаж. В центре на первом плане - Петр в традиционном желтом плаще и Андрей, в зеленом, они изображены коленопреклоненными перед благословляющим их Христом. Рыбаки стали апостолами Спасителя, поэтому над их головами теперь нимбы. Кроме того, по бокам на переднем плане присутствует множество других фигур в характерных итальянских одеждах XV века. По словам знаменитого живописца и архитектора того периода, основоположника искусствознания, Джорджо Вазари, все изображенные на картине имели реальные портретные характеристики - это были флорентийцы, проживавшие в то время в Риме. Мужчины внимательно слушают Иисуса, некоторые из них обсуждают между собой Его слова.

В центре второго ряда изображена лодка с рыбаками, слева - Петр и Андрей еще в момент, когда Иисус, стоя на берегу, зовет их к себе. А справа Иисус, уже вместе с Петром и Андреем, призывает Иоанна и Иакова. Они в этот момент чинят сеть в лодке на противоположном берегу озера. Это — продолжение той же сцены из 4 главы Евангелия от Матфея: «...Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним...». (Мф.4:18-22).

Над фигурами вдалеке виднеется узкое озеро, словно зажатое между скалами, неприступными замками и городскими крепостными стенами. Противоположный берег озера уходит в далекий, почти невидимый горизонт — обширный мир, пока еще закрытый от человечекого взора. В облачном небе видны несколько птиц, слетающихся в центр — символическая иллюстрация призыва Спасителя « не заботиться о хлебе насущном». В Нагорной проповеди главы 6 Евангелия от Матфея Иисус говорит: «...Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». (Мф.6:26).

Так поступили рыбаки — первые апостолы Спасителя, призванные Им стать «ловцами человеков». Господь подарил человеку жизнь, и дал ему возможность трудиться. Всякий, кто оставит свое дело ради Христа, не окажется обделенным.

История создания.

Согласно записям Джорджо Вазари, первыми работами Гирландайо были росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти, и фрески с житием святого Паолина Ноланского. Уже в 20 лет Доменико Гирландайо вступил в Братство святого Павла, а затем святого Луки — союзы художников, занимавшихся росписями церквей и монастырей. С этого момента вся его профессиональная деятельность была связана с работой над живописными образами Христа, святых, современных ему отцов церкви и христиан, исповедующих Слово Божье.

С ноября 1475 по апрель 1476 года Гирландайо работал в Риме, где расписал стены Ватиканской библиотеки. Фрески с портретами пророков и философов настолько впечатлили священнослужителей Ватикана, что в 1481 году папа Римский Сикст IV пригласил Доменико Гирландайо, а также таких художников, как Пьетро Перуджино, Микеланджело Буонарроти и Сандро Боттичелли, расписывать капеллу, которая впоследствии стала называться Сикстинской. Сейчас это - выдающийся действующий памятник Возрождения: в нем по сей день проводятся конклавы, на которых избирается новый Папа римский. Фреска «Призвание первых апостолов» была создана мастером специально для этих исключительно важных событий. Ее сюжет - выразительный образ рождения Церкви Иисуса Христа.

Отношение автора к вере.

Сохранилось мало фактов о жизни этого выдающегося итальянского творца. В «Жизнеописании» Джорджо Вазари говорится, что Доменико был сыном флорентийского ювелира Томаззо Биггорди. Как все мальчики того времени, он должен был стать преемником отца, и потому с малолетства был отдан в обучение в ювелирную мастерскую. Обтачивать кольца Доменико не понравилось, а вот рисование захватывало юношу целиком. Он старался запечатлеть углем любого прохожего, причем делал это феноменально быстро - ведь ему никто не позировал! Будущему художнику удавалось мгновенно схватить мельчайшие детали внешности и воспроизвести их с невероятной точностью и скоростью.

Увы, отец не считал рисование достойным сына делом, и потому упрямо заставлял Доменика обучаться профессии ювелира, порой даже применяя к мальчику открытое физическое насилие. Отец был убежден: мальчик по малолетству просто не понимает жизни. Художником обречен на жалкое существование, а золотых дел мастер непременно станет состоятельным человеком.

Доменико же упрямо сопротивлялся отцовской воле, несмотря на то, что прекрасно понимал бытовую правоту отца. Он прятался с альбомами на чердаках, полагая, что Бог все равно не оставит его, если он занимается тем, к чему лежит душа. Если Господь дал тебе талант, ты должен его вскапывать, говорил он, сопротивляясь уговорам родителя. И оказался прав.

Биография.

Доменико Гирландайо родился в 1449 году во Флоренции в семье ювелира Томмазо Бигорди и изначально носил его фамилию. Происхождение прозвища «Гирландайо» точно неизвестно. Джорджо Вазари в «Жизнеописании» утверждает, что это — семейное наследие данных флорентийских ювелиров, и оно возникло потому, что Томаззо, отец Доменико, придумал делать состоятельным девушкам золотые украшения на голову в виде гирлянд.

Известно, что Доменико был старшим сыном ювелира и после его смерти унаследовал лавку. Однако, несмотря на прибыльность лавки, работать в ней Доменико отказался: к тому моменту он уже обучался живописи у местного мастера Алессо Бальдовинетти.

С 20 лет Доменико Гирландайо расписывал в разных итальянских городах капеллы, часовни, храмы и монастыри, за что вскоре получил славу одного из самых талантливых живописцев северной Италии.

Главными работами Гирландайо считаются фрески, которые он создал

для Ватиканской библиотеки и Сикстинской капеллы. Также одним из его невероятных произведений можно назвать фрески в церкви Колледжата в Сан-Джиминьяно, созданные в 1477-1478 годах.

Гирландайо был удивительно плодовит: его наследие насчитывает сотни произведений. И это не случайно: уже к 25 годам мастер создал собственную художественную мастерскую, в которой некоторое время обучался сам юный Микеланджело Буонарроти. Гирландайо первым Главный мастер увидел в мальчике будущего гения.

Доменико Гирландайо был женат, имел множество детей, ставших впоследствии астрономами и философами, монахами, священниками… А один сын последовал по стопам отца и занялся живописью. Сам же мастер до самой своей смерти не выпускал кисть из рук. Гирландайо скончался от лихорадки 11 января 1494 года в возрасте 44 лет.

Составитель текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий