Предательство Христа - Антонис ван Дейк

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Предательство Христа
Предательство Христа
Автор: Антонис ван Дейк
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Произведение: Предательство Христа
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1620 г.

Описание произведения

Картина ван Дейка изображает трагические события, произошедшие в Гефсиманском саду сразу после моление Спасителя о чаше. Центральный эпизод, предшествовавший сцене ареста Христа - поцелуй Иуды. Это событие описано во всех четырех Евангелиях: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22:47-49). Как следствие поданного знака, отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев схватили Христа и предали смерти.

Действие происходит под покровом ночи, в тени ветвей высокого раскидистого дерева. Пространство освещено пламенем факелов и серебристым сиянием луны, тонкий ободок которой выглядывает из-за сумрачных облаков. Центр композиции смещен чуть вправо - здесь мы видим фигуры Христа и Иуды, который тянется к Спасителю для предательского поцелуя. Иисуса уже окружили многочисленные воины и стражники, готовые схватить Его. Их вскинутые руки, напряжённые телодвижения, искаженные гримасой лица – все это создаёт впечатление настоящего творимого безумия. По контрасту с натиском толпы фигура Христа выглядит спокойной и умиротворенной. Иисус пристально смотрит в лицо предателя, их руки соприкасаются.

На переднем плане изображены два дерущихся мужчины, один занес меч над другим. Следуя Евангелию, этих персонажей можно интерпретировать как апостола Петра и раба первосвященника Малха, которому Иисус исцелит отрубленное ухо.

История создания

Картина написана ван Дейком в 1620 году в период его ученичества в мастерской Рубенса. В этот период художником создано несколько произведений, посвященных Страстям Христовым. Известно еще два варианта «Предательства Христа», написанных в это же время. Сейчас они находятся в Бристольском городском музее (Великобритания) и Миннеаполисском институте искусств (США). Все три полотна похожи по композиции и имеют лишь незначительные отличия.
Картина, которая принадлежит мадридскому музею Прадо, перекликается с картиной «Коронование Христа терновым венцом» из этого же собрания. Образ Христа на этих полотнах во многом перекликается. На обоих произведениях присутствует воин в латах. На одном полотне он изображен в толпе людей, рвущихся взять Христа под стражу, на другом, возлагает венец на голову Иисуса. С большой долей вероятности можно предположить, что обе картины писались по одному заказу.

Отношение автора к вере

Антонис ван Дейк родился в набожной купеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" /Лк.12,48/.
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.

По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.

Биография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.

В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий