Поцелуй Иуды - Субиракс Жозеп Мария

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды
Автор: Субиракс Жозеп Мария
Местонахождение: Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), Барселона, Испания
Произведение: Скульптурная композиция «Поцелуй Иуды»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1987 – 2009 гг.
Эпоха: Современное искусство, Кубизм

Описание произведения

Композиция «Поцелуй Иуды» была создана испанским скульптором и архитектором Жозепом Мария Субираксом для фасада Страстей Христовых знаменитого барселонского храма Саграда Фамилия. Она находится в нижнем ярусе фасада, сразу за скульптурной группой «Пётр и воины».

Скульптура изображает «Иудин поцелуй» – эпизод библейской сцены предательства Иуды и выдачи им Христа преследователям в Гефсиманском саду:«…И вот, пока Он еще говорил, пришел Иуда, один из Двенадцати, и с ним многолюдная толпа с мечами и дрекольем, посланная от первосвященников и старейшин Израиля. А предающий заранее условился с ними: Кого я поцелую, это Он и есть; берите Его! И подошел Он прямо к Иисусу и сказал: Здравствуй, Равви! – и поцеловал Его» (Мф.26:47– 49).

Композиция представляет две фигуры, лицом к лицу, заключённые в каменный монолит – Иисуса и Иуду. Лик Христа спокоен и мужественен, на нём лежит печаль – Он знает, что Иудин поцелуй не дружеское приветствие, а акт предательства. Облик Иуды кажется безобразным, его вогнутая сфера лица с проваленным носом и раззявленным ртом как будто хочет втянуть в себя Иисуса целиком. Поглотить Его свет, добро и любовь. Недаром за фигурой Иуды Искариота скульптор изобразил змею – символ греха и коварства.

Плащ Спасителя испещрен символическими крестами, предрекающими мучительную казнь, за Его спиной, на стене, мастер вырезал магический квадрат, числа любого ряда которого при сложении дают в сумме 33.

Резкой, изломанной кубической пластикой Жозеп Мария Субиракс противопоставляет свои Страсти Христовы с их болью и страданиями, светлому и возвышенному Рождеству Гауди на Восточном (барочном) фасаде храма. Все необычные «жёсткие» фигуры новозаветной сцены, тем не менее, очень гармонично объединены в композицию, до предела насыщенную динамически и эмоционально.

История создания

Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, неповторимый проект великого Антонио Гауди – церковь, знаменитая не только в Барселоне и Испании, но и во всём мире. Форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется наличием внутренних винтовых лестниц. Каждая колокольня посвящена своему апостолу, их статуи находятся в точках изменения формы сечения башен. На всех колокольнях присутствуют слова «Слава Всевышнему», а их шпили украшены стилизованными изображениями кольца, митры, жезла и креста, которые являются символами епископского сана. Опорные колонны храма, по мере приближения к его сводам, разветвляются, создавая эффект лесной чащи.

Расположенный с западной стороны храма Фасад Страстей Христовых был спроектирован Антонио Гауди в 1911 году, но его сооружение началось лишь в 1952-м, много лет спустя после смерти зодчего. Оформление Западного фасада в 1986 году поручили выдающемуся каталонскому архитектору и скульптору Жозепу Мария Субираксу.

Прежде чем приступить к работе, Субиракс целый год изучал архитектурное наследие Гауди, что затруднялось потерей его значительной части в годы испанской Гражданской войны. Тогда, при пожаре на строительной площадке, были утрачены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской архитектора. Субиракс не стал копировать стиль, в котором Гауди выполнил свой Фасад Рождества, а применил свой излюбленный художественный приём – кубизм. На Западном фасаде, как будто на сцене, скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

Отношение автора к вере

В отличие от своего предшественника, глубоко верующего католика Антонио Гауди, Жозеп Мария Субиракс был атеистом, причём убеждённым. Однако это не мешало ему создавать гениальные произведения на религиозную тематику.

Его Фасад Страстей Христовых, в котором с помощью необычного пластического решения отражена вся мощь искупительной жертвы Христа, Его непримиримая борьба с силами зла, Его страдания и боль, навеки запечатлел признание мастера в любви к Спасителю. Эта любовь, явленная в камне, на деле опровергает декларируемое неверие.

Фасад Страстей Саграда Фамилия – не единственный пример обращения мастера к библейским темам. Резцу Субиракса принадлежит также и статуя Святого Георгия в монастыре Монсеррат – месте, священном для каждого каталонца.

Биография

Жозеп (Хосе, Йозеф) Мария Субиракс – знаменитый каталонский скульптор, художник, сценограф и искусствовед, родился 11 марта 1927 года в Барселоне, в рабочей семье. Искусству живописи, графики и скульптуры обучался самостоятельно, занимаясь в 1940-е годы в Художественной школе Барселоны по вечерам. Первая его персональная выставка рисунков и скульптур состоялась в 1948 году, в барселонском Доме книги. В 1951 мастер получил стипендию Французского института художеств и некоторое время работал в Париже, где познакомился с представителями авангардистского течения. С 1954 по 1956 годы Субиракс жил и работал в Бельгии. С 1961 начал преподавать в Художественной школе Барселоны.

Назначение Руководящим Советом Саграда Фамилия Жозепа Марии Субиракса в 1986 году на должность скульптора Западного фасада, с самого начала подвергалось резким нападкам и сопровождалось полемикой в искусствоведческой среде. Однако соотечественники были вынуждены признать, что «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами» (Сириси Пелисер, «Современное искусство Каталонии»).

Умер Жозеп Мария Субиракс, завершивший свой Фасад Страстей и удостоенный за весомый вклад в искусство ряда престижных наград, 7 апреля 2014 года в Барселоне. В его честь назван один из астероидов, до сих пор путешествующий по звёздному небу Вселенной.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий