Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Фреска, которая расположена в Капелле Скровеньи, на правой стене в 3 ярусе считается одним из лучших произведений итальянского художника и архитектора, основоположника эпохи Проторенессанса, Джотто ди Бондоне. В этой церкви мастер выполнил цикл из 36 фресок, каждая из них являет собой впечатляюще выразительный сюжет из Библии.
«Поцелуй Иуды» - эпизод, который можно найти в 26 главе Евангелия от Матфея. Художник изобразил непосредственно сцену предательства. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, чтобы указать и выдать Учителя, пришел в Гефсиманский сад: «...Вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его...» (Мф.26:47-49).
Джотто ди Бондоне изобразил на фоне синего неба вздымающиеся колья, дубины и факелы. Многофигурную групповую композицию он условно поделил на три части. В правой части представлена стража и первосвященники. Их лица полны осуждения, а жесты — изобличения преступника. В левой части можно увидеть одного из Учеников Христа — апостола Петра, пытающегося защитить своего Учителя. Выхватив нож, он словно ненароком, отрезает ухо стражнику, который мешает ему добраться до предателя. В центральной части композиции, на первом плане, мастер представил Иисуса Христа, которого обнимает и закрывает своим золотым плащом Иуда Искариот. Он только собирается поцеловать своего Учителя, и два стражника за его спиной, затаив дыхание, следят за его действиями. Вся композиция наполнена напряжением и экспрессией. Вот-вот случится непоправимое; Иуда уже обладает одеждой золотого цвета, символизирующей предательство за 30 серебряников, а Петр проливает кровь солдата, выказывая желание борьбы за свою веру. И только Иисус, среди всех изображенных, остается спокойным и невозмутимым: «...Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?». (Лк.22:47-48).
Историки считают, что поцелуй, выбранный Иудой, как условный знак для воинов, являлся традиционным приветствием для жителей Иудеи того времени. Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о вероятных причинах, по которым один из учеников Христа сделал символ мира знаком страшного предательства: «...Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его...».
Создавая облик каждого из героев своего произведения, Джотто ди Бондоне, словно поддерживая мысль, высказанную Вселенским святителем IV века, наделяет лицо Иуды чертами недалекого человека, чей разум затуманен. Надбровные дуги нависают над глазами предателя, и поэтому он смотрит на своего Учителя как будто сквозь брови. В то же время, Иисус обладает прямым и спокойным взглядом, понимая все то, что сейчас происходит с Его бывшим учеником, и кто на самом деле желает пленения и гибели Сына Божьего.
Монументальный сюжет «Поцелуй Иуды», выполненный Джотто ди Бондоне на стене капеллы, лаконично и предельно эмоционально (для начала XIV века) передает все мысли и чувства автора, воспитанного в христианской традиции. И хотя это — драматичная и напряженная сцена предательства, предопределяющая физическую смерть Иисуса Христа, в правой части композиции, где стоят стражники и первосвященники, между факелами и кольями, мастер изобразил рог. В него трубит один из пришедших пленить Сына Божьего.
История создания.
Создание росписей в капелле города Падуи Джотто ди Бондоне осуществил по заказу гражданина города Энрико Скровеньи. На тот момент художник уже считался одним из признанных мастеров христианской живописи, и его фресками в храмах восхищались жители Флоренции и Ассизи.
Многолетняя и плодотворная работа Джотто существенно возвысила статус живописи над другими видами искусства. Благодаря мастерству художника, итальянская живопись, буквально за несколько лет, радикально изменилась, чего не происходило несколько столетий до этого. Именно Джотто своим новаторским видением определил направление развития западноевропейского искусства на многие годы вперёд. В середине XIV века европейские художники стали больше обращать внимание на объём и перспективу пространства, в которое могут быть помещены предметы.
Джотто стал первым западноевропейским живописцем, который отдалился от устоявшихся канонов искусства Средневековья, чтобы ввести в живопись элементы реализма. Именно так он трактует образы, в том числе, в сцене «Поцелуй Иуды», где все лица, практически впервые в Италии, портретированы, и даже фигуры наделены некоторыми психологическими характеристиками. Чего стоит солдат, который расположен за спиной Иуды. Словно случайно, в напряжении, он наступил одному из своих сподвижников на ногу. Сцена — будто списана из современной жизни автора.
Джотто удалось изменить восприятие искусства как помощника-комментатора Священного Писания. Благодаря новаторским идеям и мастерству художника, живопись приобрела самостоятельное значение. Даже на картинах с библейским сюжетом, мы видим не безэмоциональные лица, а живые характеры, индивидуальности. Современникам живопись Джотто вполне может показаться простой и примитивной, но для тех времён он был революционером, сумевшим придать плоскости объём, пространство, перспективу. Именно с Джотто начался новый этап в развитии искусства, где качества предметов приобрели невероятное значение.
Отношение автора к вере.
Считается, что Джотто ди Бондоне одним из первых разработал абсолютно новый подход к изображению персонажей и пространства, и все это — в христианском изобразительном искусстве. Безусловно, для этого мастер досконально изучил иконографическую традицию, которую при создании фресок обязательно использовали художники того времени. Но, что это значит с точки зрения человеческого восприятия и творчества, помимо лицезрения привычных плоских объемов и традиций изображения святых и Христа?
Создавая фрески, Джотто руководствовался Евангелиями и протоевангелием Иакова, советовался с богословом Альтеградо де Катанеи. А еще он обращался к библейским сюжетам и к их героям, как к реальным людям и событиям, которые имели место быть на земле. Всем этим Джотто ди Бондоне искренне показывает, что земная жизнь Сына Божьего была наполнена событиями и страданиями, такими же, как у всех, близкими и понятными обычным людям, потому что он — один из нас. Поистине, ренессансное восприятие божественности, но как оно осознано истинным христианином и осмыслено средневековым художником! Ведь поэтому Иисус Христос и страдал за нас, своих соплеменников, желая искупить кровью грехи наши.
Джотто ди Бондоне был хорошим христианином. Почти все его труды - это живописные произведения, рассказывающие о житии Христа, святых и современниках божественного События, которое мастер стремился трактовать реалистично, искренне и эмоционально доступно для простых людей.
Восприятие мира Джотто, основанное на гуманистических началах, в итоге заложило фундамент школы живописи Флоренции периода Раннего Возрождения. Работая в различных регионах Италии, художник повсеместно оставлял последователей, восхищённых и вдохновлённых его мастерством. Коллеги признали и оценили передовые идеи Джотто, что в последующие столетия только усилило интерес к его творчеству.
Биография.
Джотто ди Бондоне родился в 1266 или в 1267 году в небольшом городе Веспиньяно, ныне Виккьо, расположенном к востоку от Флоренции, в семье кузнеца. В архивах церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия, сохранились записи о его рождении. Однако автор знаменитых «Жизнеописаний» и основоположник современного искусствознания, Джорджо Вазари, утверждал, что будущий художник вырос в семье крестьянина. Известный на тот момент, флорентийский живописец Джованни Чимабуэ, однажды увидел, как молодой пастушок рисует на камне овцу и восхитился его умением. Так Джотто стал учеником умелого мастера кисти и даже вскоре превзошел своего учителя, нарисовав на одной из его незаконченных работ муху, да так реалистично, что Чимабуэ пытался согнать ее. Учитель и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо в Ассизи, где Чимабуэ понял, что перед ним — уже сложившийся художник.
Джотто ди Бондоне состоял в браке с Чиутой ди Лапо дель Пела, и у них было 8 детей, один из которых тоже стал художником. Мастер расписал несколько храмов и капелл, по заказу кардинала Якопо Стефанески создал монументальную мозаику Навичелла, работал при Папском дворе в Авиньоне и некоторое время являлся главным архитектором города Флоренция.
Джотто ди Бондоне умер 8 января 1337 года во Флоренции, во время работы над фреской «Страшный суд» в капелле Барджелло.
Автор текста: Светлана Королева.