Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
О поцелуе Иуды в сцене ареста пишут все евангелисты, кроме Иоанна. Обычное среди иудеев приветствие послужило условным знаком для воинов, пришедших арестовать Христа. В дальнейшем выражение "поцелуй Иуды" стало символом предательства и высшей степени коварства. Перед Причастием священник произносит молитву, в которой есть напоминание и предостережение приступающим к таинству: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
Центром картины Луки Джордано "Поцелуй Иуды" является Христос, смиренно позволяющий поцеловать Себя предателю, а воинам - взять Себя под стражу. Плотная толпа вооруженных людей, их агрессивные жесты противопоставляются кроткому выражению лица Иисуса.«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?» (Лк.22:52). Справа от Христа изображен Иуда, по-дружески положивший руку Ему на плечо и приблизивший лицо для лицемерного приветствия. Фигура предателя словно теснит Христа, подобно группе воинов слева.
В левом верхнем углу виден луч света, идущий с неба. Он напоминает зрителю о Гефсиманском молении, когда ангел с небес явился и укреплял Иисуса перед предстоящими страданиями. В правой части картины изображен апостол Петр, занесший меч над рабом первосвященника. Отрубленное ухо Малха исцелит Христос и это будет последнее чудо, показанное Им в земной жизни. Пейзаж представлен ночным небом, подернутым пеленой лёгких прозрачных облаков. В лунном свете видны очертания гор и городских построек.
История создания
Картина "Поцелуй Иуды" написана Лукой Джордано в период с 1655 по 1660 годы. Это время становления живописца и роста его популярности. После 1655 года, создания большой алтарной картины "Взятие на небо святого Николая Барийского" и нескольких последующих произведений, его имя стало известным в Неаполе.
Произведение имеет небольшие размеры - 43 см x 66 см, такие же, как у картины "Пилат умывает руки". Одинаковые размеры, схожесть образов и композиции позволяют считать эти картины парными. Скорее всего, они предназначались для домашнего интерьера или домовой церкви.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Автор текста: Северинова Ольга