Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Поцелуй Иуды относится к числу Христовых Страстей, следует за гефсиманским молением Иисуса Христа и символизирует предательство. Сюжет картины основан на Евангельском повествовании апостола Марка: «Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его». Помимо Матфея целование Иуды описывают апостолы Марк и Лука, последний оканчивает повествование вопросом, который обратил к Иуде Христос: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Помимо этого, размышление о предательстве Христа Иудой содержатся в апокрифе «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад», где приводится сравнение поцелуя Иуды с целованием блудницей ног Спасителя: «О, поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О, уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О, премудрость женщины! О, неразумие ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал – бесы радовались и сплетали веревку для повешения».
Изображенный Доре момент сопоставим с толкованием Феофилакта Болгарского, который отмечает, что именно поцелуй был выбран знаком предательства по причине ночи, чтобы воины не ошиблись в том, кого именно им укажет Иуда, а чтобы Иисус не скрылся, воины были с фонарями и светильниками. И фонари, и светильники изобразил Доре в руках воинов. Но Господа он изобразил абсолютно спокойным, прямо и открыто глядящим в лукавые глаза ученика. В самом центре картины Лик Христа, обрамленный Небесным сиянием, фигура его статична, Он словно замер, пытаясь на вытянутой руке удержать Иуду, бросившегося к нему с предательским лобзанием. Господь хочет взглянуть в его глаза, задержать на себе его взгляд, в последний раз излить любовь и скорбь на грешную душу ученика своего. Мы видим этот любящий и страдающий взгляд, молчаливая боль и понимание неотвратимости грядущих страданий написаны на лице. Он допускает его к Себе с вражеским поцелуем и задает последний вопрос лишь с одной целью – попытаться образумить его, как отмечает святитель Феофилакт, «до последнего пламенея к нему любовью».
Но стремительная фигура Иуды, по-змеиному изогнувшись, обвила Иисуса Христа. Художник делает световой акцент на костлявых пальцах руки, высвеченных на левом плече Господа, словно впившихся в Христа.
Иисус Христос и Иуда - центр художественной композиции. Христос, освещающий собою мрак и позволяющий предать себя, не прячась от предстоящих мук, и Иуда, лицо и весь образ которого выражают алчность, хищное притворство, отталкивающее лицемерие, трусливый страх.
За спиной Иуды – толпа. Фонари клочками выхватывают из мрака фрагменты людского столпотворения: смеющийся фарисей, обеспокоенные ученики, один из которых, Петр, достает нож, чтобы защитить Учителя, веселые зеваки, пришедшие увидеть зрелище – разноликая толпа окружает и теснит Христа со всех сторон. В ответ на предательство - любовь, заключающая в себе побеждающую силу христианства, доступную лишь тем, кто искренне и смело идет вслед Христа. Это основной смысл библейского сюжета, который через верный образ донес до зрителя Доре – художник и проповедник Божьего Слова.
История создания.
Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. Работа осложнялась тем, что не все события Библии могли быть проиллюстрированы, поэтому Доре решил акцентировать внимание на ключевых, наиболее значимых событиях Священного Писания. Обойденными вниманием художника остались Псалтирь, Послания апостолов и Притчи, где слово было неуместно дополнять художественным образом. Подход к иллюстрированию Ветхого и Нового Заветов был осмысленным и грамотным в религиозном отношении: ветхозаветные события Доре трактовал через призму природных процессов, на фоне которых разворачивается история (пейзаж), а новозаветные истории передаются через внимание к персонажам, которые художник старался создавать, не нарушая иконографических принципов, принятых в Европе.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassel, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 год Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстова Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 году. Известный петербургский книгоиздатель М.О. Вольф с особым интересом относился к гравюрам Доре: он заказывал подлинные доски из Парижа у Мама – собственника рисунков художника и впервые в России в 1874 году опубликовал полный русский перевод «Божественной комедии» с иллюстрациями Доре.
Отношение автора к вере.
По воспоминаниям современников, Поль Гюстав Доре был человеком неуемной энергии, веселого нрава и титанической работоспособности. Его умение выхватить из обыденности суть происходящего и запечатлеть в остроумных карикатурах определило направление реализации его творческого таланта. Легкость в общении, веселый нрав – это был только видимый образ Доре. Глубина его восприятия жизни, выражалась не в словах, а в картинах, которые он создавал. Как отмечают современники, Доре обладал поразительной способностью зримо представлять слово, причем его образ не только следовал за текстом, но приобретал самостоятельную ценность, обусловленную высоким художественным качеством изображения, он мог мгновенно настраиваться на ту тональность, которая была характерна для иллюстрируемого им автора.Он очень серьезно относился к работе над Библией, сохранились сотни эскизов к той или иной сцене, десятки рисунков, в которых он искал нужный ему образ. Трудно и мучительно давался ему образ Христа, много сотен вариантов он испробовал, прежде чем нашел искомое решение художественной задачи. А все это невозможно осуществить, будучи далеким от религии человеком. В 1879 году художник создал большой акварельный портрет матери, привлекший всеобщее внимание – это был портрет пожилой женщины, сидящей в уютном старинном кресле с Библией на коленях. От этого образа веет умиротворенностью и грустью воспоминаний о далеких детских годах. Чувствах, которые испытывал художник, создавая этот портрет, переданные кистью, возможно, и есть его безмолвное свидетельство об отношении к Богу, о тех основаниях, на которых выросла могучая личность Гюстава Доре.
Биография.
Поль Гюстав Доре - французский живописец, иллюстратор, скульптор и гравер. Родился 6 января 1832 года в эльзасском городе Страсбурге в зажиточной семье. Отец – путеец департамента, строитель мостов Пьер-Луи Христофор Доре, мать - Александрина Плюшар. Отец любил читать, имел большую библиотеку, благодаря чему сын имел возможность рассматривать иллюстрации книг.
В 1841 году семья переезжает в Бур - городок, окруженный богатой природой.
В 1847 году Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. В Париже главный редактор «Журналь пур рир» Ш. Филипон принимает его в число сотрудников и у Гюстава появляется возможность много времени проводить в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также подолгу рассматривать старые гравюры в Национальной библиотеке.
В конце 1847 года был издан его альбом литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии было написано: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий…».
С 1848 по 1852 год, Доре, имевший амплуа "карикатуриста бытовых сцен", еженедельно заполняет сатирическими литографированными рисунками страничку в журнале Филипона и встречается здесь со многими мастерами литографированной карикатуры, творчество которых служит для него на первых порах образцом. К маю 1862 года число его рисунков достигло сорока четырех тысяч.
В 1863 же году Доре создает рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе, тогда же появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Он иллюстрировал книги Рабле, Бальзака, Теннисона, Мильтона, Данте, Сервантеса, лорда Байрона и Эдгара По. Гюстав Доре смог достичь большой известности при жизни: стал автором более чем 400 картин и сотни акварельных пейзажей, но воистину бесценное наследие — его гравюры и иллюстрации. Более 4000 опубликованных книг использовали гравюры Гюстава Доре, более 10000 раз использовались его иллюстрации. Их использовал для своих декораций Голливуд. В 1882 году Гюставу Доре было выплачено 30,000 франков, чтобы он проиллюстрировал «Ворона» Эдгара По. Эта работа стала для него последней. Умер Поль Гюстав Доре 23 января 1883 г. в Париже от сердечного приступа.
Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.