Пётр и воины - Субиракс Жозеп Мария

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пётр и воины
Пётр и воины
Автор: Субиракс Жозеп Мария
Местонахождение: Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), Барселона, Испания
Произведение: Скульптурная композиция «Пётр и воины»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1987 – 2009 гг.
Эпоха: Современное искусство, Кубизм

Описание произведения

Композиция «Пётр и воины» была создана испанским скульптором и архитектором Жозепом Мария Субираксом для фасада Страстей Христовых знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне. Она находится слева от входа, в нижнем ярусе фасада, сразу за «Тайной вечерей».

Скульптурная композиция представляет падшего, отрёкшегося от Учителя апостола Петра, лежащего на земле перед грозными фигурами воинов. Картина эта скорее аллегорическая, изображающая глубокое моральное падение одного из ближайших учеников Христа, который трижды за страшную ночь отрёкся от Иисуса. И, который всегда уверял Господа в своей преданности. – «Бывает друг в нужное для него время... Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей» (Сир.6:7–10).

Воины здесь – скорее, олицетворение страхов Петра, нежели реальные фигуры. Его никто не хватал, не бросал в темницу, его мимоходом спрашивали женщины, простые служанки, «не он ли был с Иисусом?». Отрекшись от Господа своего, апостол Пётр «…выйдя вон, плакал горько» (Мф.26: 75).

Иисус говорил: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:17). Апостол Пётр первым признал божественность Христа (Мф.16:16), Откровения Иисуса также передавались ученикам через него. На горе Преображения Пётр оказался единственным, кто имел возможность говорить. Именно его Христос просит «Паси овец Моих» (Ин.21:15-17). В Евангелии Святой Пётр назван Первым из апостолов. Но – «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Иисус простил своего ученика, но простил ли себя Пётр? В конце земного пути Святой Пётр принял мученическую смерть за любимого Учителя – попросил распять себя вниз головой.

Резкой, изломанной кубической пластикой Жозеп Мария Субиракс противопоставляетСтрасти Христовы с их болью и страданиями светлому и возвышенному Рождеству Гауди на Восточном (барочном) фасаде храма. Все необычные «жёсткие» фигуры новозаветной сцены, тем не менее, очень гармонично объединены в композицию, до предела насыщенную динамически и эмоционально.

На скульптуре, перед лежащей фигурой Петра находится Евангелие, на обложке которого дана отсылка на библейский эпизод с поцелуем Иуды: «И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его» (Мк.14:45). Сама скульптура, изображающая сцену предательского поцелуя – следующая в «Страстях» Субиракса.

История создания

Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, неповторимый проект великого Антонио Гауди – церковь, знаменитая не только в Барселоне и Испании, но и во всём мире. Форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется наличием внутренних винтовых лестниц. Каждая колокольня посвящена своему апостолу, их статуи находятся в точках изменения формы сечения башен. На всех колокольнях присутствуют слова «Слава Всевышнему», а их шпили украшены стилизованными изображениями кольца, митры, жезла и креста, которые являются символами епископского сана. Опорные колонны храма, по мере приближения к его сводам, разветвляются, создавая эффект лесной чащи.

Расположенный с западной стороны храма Фасад Страстей Христовых был спроектирован Антонио Гауди в 1911 году, но его сооружение началось лишь в 1952-м, много лет спустя после смерти зодчего. Оформление Западного фасада в 1986 году поручили выдающемуся каталонскому архитектору и скульптору Жозепу Мария Субираксу.

Прежде чем приступить к работе, Субиракс целый год изучал архитектурное наследие Гауди, что затруднялось потерей его значительной части в годы испанской Гражданской войны. Тогда, при пожаре на строительной площадке, были утрачены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской архитектора. Субиракс не стал копировать стиль, в котором Гауди выполнил свой Фасад Рождества, а применил свой излюбленный художественный приём – кубизм. На Западном фасаде, как будто на сцене, скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

Отношение автора к вере

В отличие от своего предшественника, глубоко верующего католика Антонио Гауди, Жозеп Мария Субиракс был атеистом, причём убеждённым. Однако это не мешало ему создавать гениальные произведения на религиозную тематику.

Его Фасад Страстей Христовых, в котором с помощью необычного пластического решения отражена вся мощь искупительной жертвы Христа, Его непримиримая борьба с силами зла, Его страдания и боль, навеки запечатлел признание мастера в любви к Спасителю. Эта любовь, явленная в камне, на деле опровергает декларируемое неверие.

Фасад Страстей Саграда Фамилия – не единственный пример обращения мастера к библейским темам. Резцу Субиракса принадлежит также и статуя Святого Георгия в монастыре Монсеррат – месте, священном для каждого каталонца.

Биография

Жозеп (Хосе, Йозеф) Мария Субиракс – знаменитый каталонский скульптор, художник, сценограф и искусствовед, родился 11 марта 1927 года в Барселоне, в рабочей семье. Искусству живописи, графики и скульптуры обучался самостоятельно, занимаясь в 1940-е годы в Художественной школе Барселоны по вечерам. Первая его персональная выставка рисунков и скульптур состоялась в 1948 году, в барселонском Доме книги. В 1951 мастер получил стипендию Французского института художеств и некоторое время работал в Париже, где познакомился с представителями авангардистского течения. С 1954 по 1956 годы Субиракс жил и работал в Бельгии. С 1961 начал преподавать в Художественной школе Барселоны.

Назначение Руководящим Советом Саграда Фамилия Жозепа Марии Субиракса в 1986 году на должность скульптора Западного фасада, с самого начала подвергалось резким нападкам и сопровождалось полемикой в искусствоведческой среде. Однако соотечественники были вынуждены признать, что «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами» (Сириси Пелисер, «Современное искусство Каталонии»).

Умер Жозеп Мария Субиракс, завершивший свой Фасад Страстей и удостоенный за весомый вклад в искусство ряда престижных наград, 7 апреля 2014 года в Барселоне. В его честь назван один из астероидов, до сих пор путешествующий по звёздному небу Вселенной.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий