«Пьета» - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Пьета»
«Пьета»
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Произведение: «Пьета»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1576 г.

Описание произведения

Эта картина олицетворяет собой сюжет, описанный во всех трех синоптических Евангелиях.

Композиция картины представляет собой треугольник, где острый угол -коленопреклоненный Никодим, а основание – резко повернутая влево, каменная статуя Моисея.

Сцена разворачивается на фоне ниши гробницы, сложенной из грубо отесанных камней. Трагизм и чувство невероятного психологического давления подчеркивают не только тяжелый фронтон с возвышающимися по бокам монументами, но и экспрессия в позах персонажей. Богородица в застывшей горести держит на своих коленях обнаженное тело погибшего Сына. В это время Мария Магдалина отчаянно протестует против несправедливой смерти Человека. Беспокойные цветовые контрасты ее одежды и золотисто-рыжие волосы резко выделяются из мглы сумрачно мерцающего тона картины. На Спасителя с печалью смертника взирает дряхлый старец Никодим. Рельефные львиные оскалы на постаментах и ангелы, которые не смотрят на живых, создают финальные аккорды скорбной красоты неотвратимой смерти.

В нижней правой части произведения, прислоненной к постаменту Сивиллы, Тициан изобразил свою реальную «вотивную» картину. Это – точная копия живописного «прошения» мастера у Девы Марии спасения от чумы для своего сына Орацио. На момент создания и полотна и «вотивной» картины, Тициану, вероятнее всего, шел уже 91 год, и он умер от естественных причин, но его наследник скончался от инфекции через 3 дня после отца.

История создания

Мастерская Тициана в тот период времени была перегружена живописными заказами. Данную картину, как свидетельствуют итальянские источники, мастер начал исполнять для братства Ордена Францисканцев, которое вероятнее всего, намеревалось ею украсить храм Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции. Однако Тициан не успел закончить произведение, и, в частности, ангела с факелом дописывал его подмастерье – Якопо Пальма Джованни, о чем и свидетельствует надпись на полотне.

Какое-то время картина украшала церковь Дель-Анджело, а затем была перенесена в Галерею Академии.

Отношение автора к вере

Если взглянуть на список и хронологию работ Тициана, то становится понятен один немаловажный факт – и раннее и позднее его творчество отмечено обилием работ именно на религиозные сюжеты. Юность и последние годы художника проходили в атмосфере неотвратимой смерти от чумы, уносящей родных и близких.

При этом Тициан – один из самых ярких представителей эпохи Возрождения, в творчестве которого главным является человек, прекрасный и возвышенный. И при этом в его работах прослеживается именно христианский взгляд на мир и на человека.

Известно, что Тициан был прекрасно образован, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании, поэтому среди друзей и коллег имел репутацию религиозного мыслителя. Невероятная глубина христианского содержания, тонкость и психологическая точность, которую можно видеть в его росписях и божественных образах, ярко свидетельствует о том, каким внимательным и понимающим христианином был Тициан Вечеллио.

Биография

Тициан Вечеллио родился в городе Пьеве ди Кадоре, неподалеку от Венеции. Точная дата его появления на свет неизвестна, у разных авторов она колеблется между 1485 и 1490 годом. В семье Вечеллио, инспектора шахт и начальника народного ополчения, было 4 детей, и все они жили в достатке.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал Венецию и стал учиться и работать в мастерской Себастьяно Цуккато, потом у художника Джентиле Беллини, а затем уже у Джованни Беллини, где познакомился с Лоренцо Лотто, Джорджоне и другими венецианскими живописцами.

Тициан не имел законченного высокого образования, но обладал пытливым умом, дружил со многими литераторами, например, с поэтом Пьетро Аретино.

К 1516 году Тициан упрочил свои позиции ведущего венецианского живописца, выполнил множество прекрасных работ. Через год ему было присвоено звание Первого художника Венецианской республики. Мастер активно занимался вырабатыванием собственного стиля живописи, тщательно изучая приемы и методы выдающихся мастеров кисти.

В 1525 художник зарегистрировал брак с Чечилией, подарившей ему 2 сыновей и 2 дочерей.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего своего визита император пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского.

В 1545 Папа Павел III пригласил Тициана в Ватикан. Здесь художник не только работал, но и получил возможность познакомиться с Микеланджело и его творчеством.

Мастер много путешествовал не только по Италии, побывал в Испании и Германии.

Жизненный путь гениального живописца оборвался в 1576 году. Тициан Вечеллио скончался возле холста с кистью в руке.

Несмотря на приказ о сожжении тел всех погибших во время чумы, гроб великого живописца было предан земле на территории венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий