Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Во второй главе Деяний святых Апостолов подробно рассказывается о событии, которое произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, в иудейский праздник Пятидесятницы. По преданию, апостолы собрались в Сионской горнице – той самой, где Христос преломил с ними хлеб на Тайной вечере. Автор Деяний, апостол Лука, не уточняет подробности о присутствующих, однако в католической традиции утвердилось мнение, что вместе с учениками Христовыми в горнице пребывала Пресвятая Дева, некоторые жены-мироносицы, а также другие верующие, всего около 120 человек. Они готовились к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, согласно обетованию.
И вот во время 9-го часа, когда народ обычно собирался в храм для молитвы и жертвоприношений, в горнице внезапно послышался шум, как будто над крышей пронесся бурный порыв ветра. Этот шум наполнил дом, где находились апостолы, одновременно появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из присутствующих. Языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. В эту минуту горница наполнилась другими звуками – апостолы стали разговаривать на разных языках, причем Лука перечисляет представителей народов из разных мест, которые слышали на родном языке обращенное к ним слово Божие. Далее евангелист рассказывает о проповеди апостола Петра перед собравшимися, после чего окрестилось много народа, образовав единую Церковь Христову.
Картина художника Хуана Фландрского «Пятидесятница» выполнена в соответствии с традицией изображения праздника «Сошествие Святого Духа» в Западной церкви. Она написана маслом на деревянной панели 110 смx84 см. Автор нарисовал Сионскую горницу, особо подчеркнув это архитектурными элементами. Самый передний план картины занимает высеченная из мрамора колонна, на детализированном стилобате, идущем по нижнему краю, надпись La Pentecostes. Художник тщательно прописал резные скамью и стул, а также изящно отделанный деревянный трон, на котором восседает Богородица.
Следуя преданию, Хуан Фландрский разместил на картине много человек. Слева от Богородицы можно узнать апостола Петра. Справа художник изобразил мужчину, у которого только начинает отрастать борода. Предположительно, это Павел, так как до своего крещения он брил бороду, как римский гражданин.
Композиция картины не симметрична, центральная фигура Богородицы немного смещена влево. На Ее коленях лежит открытая книга, которая символизирует, что в данный момент исполняются пророчества. «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять», доносит Ветхий Завет слова пророка Иезекиля (Иез.36:26–27), о подаче народу Божьего Духа Святого говорили также пророки Иоиль и Исайя.
Художник изобразил Пресвятую Деву в одежде, подобной той, которую носили замужние женщины на его родине – Фландрии. Большой белый голубь спускается в горницу прямо над Марией, источая из себя многочисленные язычки пламени.
Среди находящихся рядом с апостолами можно увидеть представителей разных народов. Таким образом, художник показывает, что апостолы начали говорить на разных языках и напоминает о словах евангелиста Луки: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились». (Деян.2:7,8). Мастер нарочито расположил всех присутствующих очень близко друг к другу, это создает впечатление, что сходящий Святой Дух буквально объединяет всех под Своими крылами в единую Церковь.
История создания.
Панель с росписью на тему Сошествия Святого Духа была заказана для церкви св. Лазаря в Паленсии в числе двенадцати других. Церковь святого Лазаря, расположенная на одноименной площади Паленсии, представляет собой пример длительного периода эволюции готического искусства. Предполагают, что церковь ведет свое происхождение от здания, которое было построено в 1076 году в качестве госпиталя для бродяг и прокаженных. В 1508 году церковь, находившаяся в полуразрушенном состоянии, была почти полностью перестроена по заказу Санчо Кастильского, который распорядился устроить в ней свой семейный мавзолей. Тогда церковь святого Лазаря перешла в руки ордена госпитальеров св. Иоанна Божьего, и впоследствии приняла статус приходской.
Главное ретабло храма было выполнено в стиле ренессансного платереско – причудливого, орнаментального направления, призванного насытить архитектуру множественными изящными деталями.Сохранился контракт на росписи, который был подписан с епископом Паленсии Хуаном Родригесом де Фонсека 19 декабря 1509 г. Это ретабло представляло собой сложную архитектурно-декоративную композицию, где резная отделка перекликалась с архитектурными элементами, прописанными на картинах. Панели "Благовещение", "Рождество", "Поклонение волхвов" и "Крещение Христа" сейчас находятся в Национальной галерее Вашингтона. "Встреча Марии и Елизаветы", "Христос в Гефсиманском саду", Воскрешение Лазаря", "Вознесение", а также "Сошествие Святого Духа" - в Национальном музее Прадо в Мадриде.
Монументальное позолоченное ренессансное ретабло, находящееся в храме св. Лазаря сегодня, было перемещено сюда из церкви в вальядолидском городе Тордеумосе.
Отношение автора к вере.
Служба Хуана Фландрского при дворе Изабеллы Кастильской характеризует его как ревностного католика. Королева Изабелла и Фердинанд Арагонский получили от папы Александра VI специальный титул — Католические короли, так как при них, с падением в 1492 году Гранадского эмирата, завершилась Реконкиста, а Испания объединилась в единое государство. Во время их правления был проведён ряд важных церковных реформ, направленных на недопущение в Испании реформаторского движения и борьбу с различными ересями.
Биография.
Хуан Фландрский (Хуан де Фландес, Хуан Фламенко) родился предположительно в 1465 году в Нидерландах, а умер около 1519 года в Испании (Паленсия). Прожив 30 лет на родине, он в 1496 г. поступил на службу к Изабелле Кастильской, его считают одним из главнейших представителей Возрождения в Испании.
Картины, написанные художником до приезда в Испанию, неизвестны, также неизвестно, при каких обстоятельствах он оказался при дворе Изабеллы, где нидерландская живопись ценилась очень высоко. Первым произведением, автором которого можно считать Хуана Фландрского (в соавторстве с Михелем Зиттовом), является серия небольших панно для молельни Изабеллы, иллюстрирующих сцены из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Из сорока семи панелей, которые упомянуты в описи, сделанной после смерти Изабеллы, были найдены двадцать пять принадлежащих кисти художника. Часть их сейчас находится в Королевском дворце Мадрида, часть хранится в разных музеях мира. Для этих произведений характерны светлые тона, кропотливая техника и особое значение пейзажных фонов.
Художник был придворным живописцем королевы Изабеллы до самой ее смерти, которая последовала 1504 году. После этого Хуан покинул двор, но остался в Испании. Ему пришлось приспособиться к требованиям нового времени и новых клиентов, в следующем году художник приступает к украшению алтаря университетской капеллы в Саламанке. Существование этого ансамбля документально подтверждено, однако сохранились лишь два поясных изображения св. Аполлонии и св. Магдалины, написанные в технике гризайля. К этому же времени относится и алтарь с изображением св. Михаила.
Самым значительным произведением, сохранившимся на своем месте, является большой алтарь собора в Паленсии ("Двенадцать сцен из жизни Христа", 1505-1506). В этих сценах рельефность изображения соперничает со скульптурой, создавая эффект обмана зрения. Лица трактованы подчас гротескно - северный темперамент подчиняется здесь испанской патетике. Кафедральный собор святого Антонина с ретабло Хуана Фландрского сейчас является одной из главных достопримечательностей Паленсии.
Хуан Фландрский представитель так называемой «испано-фламандской» школы живописи Кастилии, страны, в которой в тот момент в художественном отношении преобладало нидерландское влияние. Анализ его первых работ позволяет сказать, что художник, должен был хорошо знать картины Хуго ван дер Гуа, Дирка Боутса или Хусто де Гента, его стиль многое заимствовал от них. Исследователи творчества художника отмечают постепенное изменение манеры письма: размер фигур увеличивается, а их число становится меньше, подчеркивается выражение лиц, особенности персонажей, а цветовые контрасты ослабевают. С 1509 года Хуан Фландрский работает над росписью панелей для ретабло в церкви св. Лазаря в Паленсии. В 1519 году супруга Хуана Фландрского упоминается в городских записях Паленсии уже как вдова.
Автор текста: Царан Серафима.