Оратория «Израильтяне в пустыне» - Бах Карл Филипп Э.

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Оратория «Израильтяне в пустыне»
Оратория «Израильтяне в пустыне»
Автор: Бах Карл Филипп Э.
Произведение: «Израильтяне в пустыне»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: 1769 г.
Стиль:Библейская оратория

Описание произведения.

«Израильтяне в пустыне» -библейская оратория К.Ф.Э.Баха для солистов, хора и оркестра. Это монументальное эпическое сочинение основано на истории исхода Израиля из Египта библейской книги Исход. Композитор создал драматическую картину в первой части сочинения – народ, измученный многими лишениями путешествия, начинает роптать на Моисея, многие теряют веру в благополучное завершение путешествия – назревает бунт и тут выступает вперед Аарон, убеждая соотечественников в правильности выбранного пути.

Произведение по сути является неким продолжением оратории Г.Ф.Генделя «Израиль в Египте», в ней так же главным действующим лицом является народ, но К.Ф.Э.Бах высвечивает конфликты героев и представляет картину более драматично. Музыка здесь является лишь фоном для поэтического текста – композитор намеренно оставляет главную роль за словом. Вторая часть произведения более лирична – она посвящена воспоминаниям народа о счастливом избавлении от мук, которые они терпели в земле Египетской и от которых их избавил Господь. Затем звучат гимны -молитвы, прославляющие Бога.

История создания.

Оратория «Израильтяне в пустыне» К.Ф.Э.Баха была впервые представлена в Гамбурге 1 ноября 1769 года, в этот день освящали церковь святого Лазаря. Композитор был очень доволен премьерой, и в 1775 году решился на публикацию сочинения -все расходы окупились, так как 150 человек подписались на новое сочинение. Немецкий поэт Д.Шибелер стал автором либретто с задачей сделать возможным его исполнение во все дни года, и во всяком месте. В предисловии к изданию говорилось: ««Эта оратория устроена таким образом,что может исполняться не только при разного рода торжествах, но и в любое время, в церкви или вне ее, просто во славу Бога,и при этом без всякого повода всеми братьями одной веры».

А композитор так высказался о своем детище: «Поначалу всегда бывают трудности с такими вещами, которые написаны для поучения, а не для дам и не для музыкальных пустомель. Мой Heilig и мои «Израильтяне» тоже сейчас неуверенно раскупаются, но я за них спокоен, в конце концов они снова будут востребованы». Эти слова оказались пророческими и в наши дни это одна из самых известных ораторий композитора.

Отношение автора к вере.

Карл Филипп Э.Бах родился в семье знаменитого композитора – церковного органиста И.С.Баха. Крестным отцом мальчика стал другой известный музыкант и церковный композитор - Георг Филипп Телеман, в честь которого Карл получил второе имя. Атмосфера, в которой рос будущий композитор, была духовной, дети почти с рождения присутствовали на богослужениях, а дома каждый день слышали прекрасную церковную музыку, сочиняемую их отцом. После переезда семьи в Лейпциг, в возрасте десяти лет Карл Филипп был зачислен в школу при церкви Святого Фомы, как и другие мальчики семьи И.С.Баха. Можно сказать, что вера в Бога сопровождала композитора с рождения и в течение всей жизни, а его второй «гамбургский» период творчества был связан с церковной музыкой. Карл Филипп многократно приумножил свой талант, данный Богом, и стал учителем для многих великих музыкантов, включая В.А.Моцарта, Й.Гайдна и Л.Бетховена.

Биография.

8 марта 1714 года в семье И.С.Баха и его супруги Марии Барбары родился третий сын(второй из оставшихся в живых),годом ранее семья перенесла горе- умерли младенцы- близнецы Мария и Иоганн.

Иоганн Себастьян сам обучал сыновей музыкальным наукам, но настоял на том, чтобы Карл Филипп начал изучать юриспруденцию в Лейпцигском университете, а затем во Франкфурте -на -Одере. Это желание было обосновано отношением к музыкантам – только ученая степень могла предотвратить пренебрежительное обращение в форме «господин -слуга».

В возрасте 24 лет, в 1738 году Карл Филипп получает ученую степень в области юриспруденции, но не открывает свою практику, а начинает активно заниматься музыкой. Почти сразу, по рекомендациям братьев Граун, молодой композитор поступает на службу к наследному принцу Фридриху Прусскому. Этот период жизни -с 1738 по 1768 гг. - Карла Филиппа принято называть «берлинским». Он много выступает, пишет различную инструментальную музыку, учится у лучших композиторов -современников – главным образом у своего отца, затем у крестного Г.Ф.Телемана, у Г.Ф.Генделя и других. Наконец, Карл Филипп становится заметной фигурой в музыкальном мире – в его «Магнификате» уже проявляется собственный стиль – яркий и живой знаменующий переход от эпохи барокко к классицизму.

Замечательный музыкант и композитор Карл Филипп явился еще и прекрасным учителем – изданная им книга «Эссе об истинном искусстве игры на клавишных инструментах» стала бесценным помощником для Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф.Мендельсона. Известно высказывание В.А.Моцарта о композиторе: «Он – отец, мы- дети». И это было лучшим признанием его вклада в музыкальную науку.

С 1768 по 1788 гг. начинается «гамбургский» период Карла Филиппа Э.Баха. Он испросил разрешение отказаться от поста при дворе, чтобы занять пост капельмейстера (музыкального директора) в Гамбурге после своего крестного Г.Ф.Телемана. Также за ним закрепили должность придворного композитора сестры Фридриха Прусского – принцессы Амалии. Благодаря этому назначению и интересу принцессы к жанру оратории, в музыкальном наследии композитора появились замечательные хоровые произведения.

Карл Филипп с усердием принялся исполнять свои обязанности по написанию церковной музыки для церкви Святого Михаила, а также других церквей Гамбурга. В 1769 году выходит самая значимая его работа – оратория «Израильтяне в пустыне», по которой Ф.Мендельсон впоследствии напишет свою знаменитую ораторию «Илия».

Из-под пера Карла Филиппа Э.Баха вышли семьдесят литургических произведений, одиннадцать постановок «страстей», библейские оратории и другие духовные сочинения, прославившие его на весь мир. В «берлинский» период композитор создал множество инструментальных сочинений, песен и светских кантат.

14 декабря 1788 года композитор умер и был похоронен в Гамбурге, в крипте Михаэлькирхе – церкви святого Михаила.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.


Текст.

О, Исцеленье мира, Ты явился

И воссоздал свое творенье.

Родился Ты в ночи, и Серафимы

Прославили Тебя небесным пеньем.

Ты проповедовал великой мудрости ученье

И повелел ученикам идти весь мир учить

И обращать народы, прославляя Твое Имя.

И все свершилось: от востока до заката солнца

Прославлено учение Твое и Имя,

И истина, открытая Тобой, во всякий день

Преумножает Царство Божье.

Боже, к нам слово Твое прозвучало,

Так пусть глубоко проникает в сердца,

Силою чудной Твоей направляя

Нас к добрым делам во славу Отца.

В церковь Твою, о Благой, Всемогущий,

Как дар совершенный дозволь нам принесть

Плоды нашей веры и наши души.

Оставить комментарий