Неверующий Фома - Тербрюгген Хендрик

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Неверующий Фома
Неверующий Фома
Автор: Тербрюгген Хендрик
Местонахождение: Художественная галерея, Торонто
Произведение: Неверующий Фома
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1622 г.

Описание произведения

На картине Хендрика Тербрюггена изображен Иисус Христос, явившийся Своим ученикам после Воскресения. Это было уже не первое явление Господа: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:24-25). По прошествии восьми дней Иисус вновь явился Своим ученикам и сказал Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим" (Ин. 20:27). В этом евангельском эпизоде есть радостная весть тем, кому сложно верить в чудо, кто верит только тому, что может осязать сам. Господь не отвергает и их, но при наличии горячего желания узнать истину, являет и таким людям необходимые свидетельства.
На картине Тербрюггена святой Фома изображен кладущим пальцы в рану на боку Христа. При этом художник показывает естественные эмоции, которые испытывает человек, прикасаясь к чужому поврежденному телу. Вокруг плотным кольцом стоят еще три апостола. Самый юный из них изображен молящимся, сложив руки и возведя глаза к небу. Двое других с радостным любопытством наблюдают за происходящим. Персонажи картины художник облачил в широкие однотонные одежды, цвета которых символизируют: белый - свет веры и преображения; золотой - цвет славы Божией; зеленый - в иконографии принадлежит Святому Духу и означает жизнь и возрождение, красный - цвет мученической крови.

История создания

Картина «Неверующий Фома»написана Хендриком Тербрюггеном в 1622 году. К этому времени Тербрюгген был известным художником, писавшим в основном на религиозную тематику. Раскрыться ему в этом жанре помогло обучение в Риме, где он провел около десяти лет, знакомясь с работами своих выдающихся предшественников и впитывая в себя дух первопрестольной столицы Католической Церкви. Картина «Неверующий Фома» поражающая своей простой композицией, сдержанными, но глубокими цветами и бытовой реалистичностью, а потому легко читается и оставляет в душе зрителя волнующее, пробуждающее к размышлению ощущение.

Отношение автора к вере

Хендрик Тербрюгген родился в католической семье. Детские и отроческие годы художника прошли в Утрехте. На территории протестантской ГолландииУтрехт был островком Католической церкви и в течение долгих лет поддерживал связи со столицей католицизма и изящных искусств — Римом. Обычным делом было путешествие молодых живописцев для обучения в Италию, какое в свое время совершил Хендрик Тербрюгген. Не удивительно, что основной темой полотен Тербрюггена стала религиозная тематика. Однако, не только внешние обстоятельства, но и внутренняя склонность определяли выбор сюжетов для полотен мастера. Подтверждением этому служит продуманная композиция и мелкие детали, помогающие раскрыть нравственную глубину сюжета, передать тонкости богословского смысла. Картины Тербрюггена много говорят его зрителю, постепенно, пласт за пластом раскрывают сюжет и являются главными свидетелями глубины и искренности его веры.

Биография

Предположительно, Хендрик Тербрюгген родился в Гааге в 1588 году. Через два года семья переехала в Утрехт, где Хендрик начал обучаться живописи в мастерской Блумарта. В пятнадцатилетнем возрасте Тербрюгген продолжил обучение в Риме, где пробыл до 1614 года. Возвратившись в Голландию, художник стал одним из первых и лучших представителей караваджизма в Северной Европе. Некоторые биографы высказывали предположение о втором путешествии живописца в Италию около 1620 года. Это мнение основано на его поздних работах, в которых сильнее заметно влияние Караваджо.
Тербрюгген был в основном религиозным художником, но он также создал несколько замечательных жанровых работ. В 1616 году Тербрюгген был принят в Гильдию Святого Луки, и в том же году женился. Сохранившиеся документы показывают, что в 1626 году доходы позволили художнику приобрести в городе большой дом. Предположительно в 1627 году Тербрюгген встречался с Рубенсом, посетившим Утрехт.
Умер художник 1 ноября 1629 года в Утрехте во время эпидемии чумы.
Однакоего работы оказали большое влияние на живопись других художников. Творчество Тербрюггена, отличающееся глубокой меланхолией и драматической силой, высоко ценили Рембрандт, Халс, Вермеер и Рубенс, который считал его лучшим из мастеров Утрехта.

В XVIII и XIX веках интерес к творчеству Тербрюггена угас. Повторное открытие его картин стало частью переоценки искусства Караваджо в XX веке. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий