Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Картина написана в 1602 году в стиле барокко. Холст, масло, размер полотна 107х146 сантиметров. Отраженное здесь событие описывается только в Евангелии от Иоанна: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!». (Ин. 20:24-28).
На картине изображен именно тот момент, когда апостол Фома влагает пальцы в рану от копья, нанесенную Иисусу Христу перед его Крестной смертью. Мы видим потрясенный, но все еще несколько недоверчивый взгляд Фомы, тогда как два других апостола, изображенные на картине, также с удивлением смотрят на происходящее, как будто и сами до конца не победили свои сомнения. Интересно, что Господь Иисус Христос изображен на картине без нимба над головой, что позволяет предположить, что Господь в этом случае явился ученикам в своей человеческой ипостаси.
В центре композиции –две руки: рука Фомы и рука Христа. Христос влагает палец Фомы в рану на своем теле. Ладони освещены в темноте, ничто другое не имеет значения.
Это делит пространство произведения на две части: в левой части находится ярко освещенная фигура Иисуса Христа, а в правой изображены фигуры трех апостолов. Все четверо несколько согнулись, пытаясь рассмотреть происходящее - их головы будто бы создают крест на темном фоне полотна.
Контраст светотени – любимый прием Караваджо, и в этой работе он использует его в полной мере. Живописец освещает правую часть тела Иисуса светом, проистекающим с левой стороны, и фокусируется на открытой ране в груди. При этом лицо Иисуса и одного из апостолов находятся в тени, а лицо Фомы и еще одного апостола освещены. Фома, таким образом, как будто находится в исходящем от Иисуса Христа свете.
История создания.
История создания полотна «Неверие апостола Фомы», наверняка, останется загадкой для исследователей и любителей живописи. Во многих биографических очерках о Караваджо говорится, что картина относится к периоду создания полотен для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим). В этой капелле находятся работы Караваджо, посвященные жизни апостола Матфея, которые художник писал в течение пяти лет, с 1597 по 1602 г. Именно в это время на свет появляется еще одно творение живописца – «Неверие апостола Фомы» (окончательно картина закончена в 1602 году, но часто датировка идет другая: 1600-1602 гг.). Работа была написана не на заказ: позднее Маркиз Винченцо Джустиниани приобрел это произведение для личной галереи.
Современники автора высоко оценили его творение. После продажи основной версии произведения, Караваджо создал еще и авторскую копию. Полотном восхищались многие художники, поэтому в XVII веке появилось немало его копий.
В 1816 году распродается коллекция Джустиниани, и полотно «Неверие апостола Фомы» находит себе новое пристанище во дворце Сан-Суси (Потсдам, Германия), где хранится и поныне.
Отношение автора к вере.
В многочисленных биографических исследованиях ничего не сказано о вере Караваджо в Бога. Главное, о чем можно прочитать в каждой статье или книге о Караваджо - двойственность: гений живописца и неукротимая дерзость натуры.
Сначала он ранит человека, еще в свой миланский период, затем убивает другого в Риме, уже ближе к концу своей жизни. Отсидел несколько раз в тюрьме, хулиганил до последних дней. При этом никаких сведений, что он раскаялся в своих деяниях, также не существует. При этом Караваджо создал огромное число работ на религиозные темы.
Биография.
Микеланджело. Мерзи да Караваджо. Michelangelo родился 29 сентября 1571 года в провинции Бергамо, в городке Караваджо (по мнению многих исследователей и биографов), по другим сведениям, в Милане. Итальянский художник, основатель реализма, один из крупнейших живописцев, работавших в стиле барокко. Одним из первых живописцев применил «кьяроскуро» - манера письма, резко противопоставляющая свет и тени. Караваджо писал довольно сложные по исполнению и композиционному решению произведения, но писал их сразу начисто, не делая эскизов и набросков.
Сын архитектора и дочери землевладельца. Старший сын в семье, у него было еще три брата и сестра. Когда будущему художнику было пять лет, отец умер, и положение в семье становится бедственным. Судя по всему, мальчику приходилось добывать себе средства к существованию, и не всегда законным способом. С детства за ним шла слава вспыльчивого и неудержимого человека.
Следующий раз сведения о Караваджо появляются в 1584, когда Меризи приезжает в Милан и становится учеником Симоне Петерцано. В 1592 году умирает мать художника, и после получения своей доли наследства, художник уезжает в Рим. Многие историки, впрочем, считают, главной причиной отьезда стала необходимость покинуть Милан после того, как в драке он убил или ранил (точно неизвестно) человека.
После долгих поисков, Караваджо устроился подмастерьем к Джузеппе Чезари д’Арпино. Однако, недолго он работал с одним из лучших живописцев Италии того времени: вскоре художник попал под лошадь. Проведя несколько месяцев в больнице, Караваджо после выздоровления принимает решение об уходе из мастерской. Он не будет больше слушать упреки. Он намерен работать сам.
Имя Караваджо художник получил именно в Риме. Тогда художникам давали имена в честь места их рождения – например, Веронезе, что значит веронец.
«Мальчик, чистящий фрукт» (1593) – первая работа молодого Караваджо, дошедшая до наших дней, имела большой успех. Но из-за взрывного характера, художник сразу же после написания работы сел в тюрьму за драку…
К счастью, на пути Караваджо в 1597 году появляется кардинал Франческо дель Мойте. Кардинал в полной мере оценил дар живописца и взял его на работу. Караваджо провел на службе у кардинала три года. Это был успешный период в его творчестве - он становится известен и получает заказы один за другим.
Современников художника поражал драматизм и напряженная сила его работ, изображавших святых обычными, земными людьми, усмиряющими страсти. Одна из его картин того периода «Святой Матфей и ангел» была признана церковными деятелями недостойной и отвергнута.
В начале XVII века он стал одним, из наиболее известных, живописцем. Но также он был известен как хулиган и нарушитель закона: самовольное ношение холодного оружия, бросок подносом в лицо официанта и др.
В мае 1606 года Караваджо убивает человека, опять же во время драки, случившейся при игре в мяч. Последние годы жизни ему приходится провести вне Рима, прячась от правосудия.
Художник переезжает в Неаполь, где пишет несколько картин на заказ, а затем отбывает на Мальту, где через некоторое время его посвящают в рыцари за его заслуги перед Мальтийским орденом. Увы, за посвящением следует драка с одним из высших представителей ордена и очередное заключение в тюрьму. Караваджо, однако, из тюрьмы сбегает на Сицилию. В 1609 году ему сильно уродуют лицо – по всей вероятности, снова в драке. А в 1610 году он заболевает малярией и заканчивает свой жизненный путь (18 июля 1609 г). На тот момент ему было всего лишь 39 лет…
Караваджизм повлиял на многих художников из разных стран Европы. Увлечение им не миновало практически ни одного известного европейского живописца – такие периоды были, в том числе, в творчестве Рубенса и Рембрандта.