Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Мученичество апостолов» представляет собой три ряда миниатюр (30 *40 см), находящихся по четыре в каждом ряду. В первом ряду отображена мученическая кончина апостолов Петра, распятого на кресте вниз головой в Риме около 70 года; Павла, усеченного мечом в Риме в 67 году; Фомы, заколотого копьём в Индии около 72 года; Филиппа, распятого в Иераполе около 80-го года. Второй ряд содержит следующее повествование: об апостоле Андрее Первозванном, распятого в греческом городе Патры на кресте особой формы; Иоанне Богослове, любимом ученике Иисуса Христа, умершем своей смертью в столетнем возрасте (на картине изображена пытка апостола в котле с кипящим маслом); Иакове Алфееве, побитом камнями в Египте в 62 году; апостоле Матфее по преданию скончавшемуся в Эфиопии на костре (мастер изобразил один из эпизодов жизни апостола, когда за проповедь благовестия, он был жестоко избит туземцами). В последнем ряду Иаков Заведеев, единственный из апостолов, чья смерть описана в Новом Завете (Деян.12:2), убитый мечем в Иерусалиме в 44 году. Апостол Варфоломей, так же обезглавленный и перед этим претерпевший распятие и сдирание кожи, - эту жестокую пытку отобразил художник на картине. Симон Кананит, распиленный пилой на Черноморском побережье Кавказа. Здесь же изображена сцена мученичества Матфея, избранного по жребию вместо предателя Иуды и побитого камнями в Иудее в 63 году. И, наконец, апостол Фаддей принявший смерть в Иране в 72 году.
Головы святых окружены нимбом. Повествование размещено на золотом фоне, символизирующим Царство Небесное. Лица персонажей носят индивидуальные черты, что придает глубокую личностную характеристику каждому мученику.
История создания
«Мученичество апостолов»- это две алтарные створки, ранее принадлежавшие алтарю городской церкви Святого Лаврентия. Вероятно, они компоновались с «Последним судом» (музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн), составлявшим центральную часть алтаря. Франкфуртские панели свидетельствуют как о гениальности Лохнера, так и о его любви к реалистичным деталям, что ярко проявилось в сцене мученичества апостола Варфоломея, где мастер не уклонился от изображения шокирующей жестокости.
Отношение автора к вере
«Буквально физически ощущается благоговение и нежность, с которой автор писал свои работы, сама любовь водила его кистью», - так характеризуют работы мастера современные искусствоведы и зрители.
Произведения, созданные кистью Лохнера, первоначально привлекают гармонией красок и композиции. Очевидно, художник был глубоко верующим человеком. Однако на его долю легло нелегкое испытание - крест бездетности. Потому все свои силы художник вкладывал в свои произведения и жизнь мастерской, желая в полной мере воплотить перед Богом, данный ему талант.
Биография
Стефан Лохнер родился около 1400 года в Мерсбург-ам-Бодензее. Его родителей звали Георг и Альхет. Отец, скорее всего, занимался ювелирным делом. Сведения о его жизни крайне скудны, так что творческая биография Лохнера воссоздается в основном не на базе документов, а посредством историко-стилистического анализа.
Судя по стилистическим аналогиям, Лохнер хорошо изучил прирейнскую живопись, в том числе церковные образы крупнейшего вестфальского живописца начала XV века Конрада из Зеста, а также имел возможность вплотную познакомиться с новациями старонидердандского искусства.
Стефан Лохнер несколько раз упоминается в кельнских документах между 1442 и 1451 годами, но обосновался он в городе, значительно раньше, около 1430 года. Лохнер был достаточно уважаемым горожанином и мастером, так что дважды становился членом городского совета. Стефан был женат, его супругу звали Лизабет, но брак был бездетен.
Стефан Лохнер признаётся одним из крупнейших немецких живописцев переходного периода от готики к Возрождению. Его произведениям присущи еще сугубо готические черты: отрешенность персонажей от мира, скупость натурных деталей, хотя порою очень выразительных. Обильное использование золота, рельефная отделка орнаментов сочетаются у него с предренессансными элементами - лирической задушевностью миловидных ликов, стремлением придать пространству трехмерность, зачатками световоздушной перспективы и светотеневой моделировки. Стефан Лохнер и его семья умерли во время эпидемии чумы 1450 года.
Автор текста: Ольга Северинова.