Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная композиция «Мадонна с Младенцем и двумя Ангелами», выполненная Якопо делла Кверча для Фонте Гайя (Фонтана Радости), что на главной площади Сиены, является центральным элементом его декоративного оформления.
В центре композиции находится скульптура сидящей на троне Девы Марии с Младенцем Иисусом на коленях (Лк.1:28,42). Образ юной Богоматери трогателен и светел, скульптором тщательно проработаны все детали Её лика, жестов и одежд. Мария бережно придерживает малыша, сидящего на Её левой руке. На прекрасном лице Девы застыло выражение лёгкой задумчивости и грусти. От фигуры молодой женщины веет нежностью, спокойствием и достоинством. Она знает свою Божественную миссию и принимает её. Младенец Иисус в объятиях Её изящных рук очарователен и исполнен естественной грации. Он положил правую ручку на грудь Матери, Его взгляд не по-детски серьёзен. Пышные складки плаща Богоматери напоминают облако, на котором торжественно восседают Мать и Дитя. Скульптор мастерски передал эмоциональное состояние и пластическую выразительность фигур Мадонны и Божественного Младенца – здесь и цветущая красота юности, и мягкость женственности, и любовь Матери к своему ребёнку.
Якопо делла Кверча тщательно проработал образы ангелов, фигуры которых находятся в небольших нишах, слева и справа от Богоматери, Мастер детально представил их лики и одежду. На хитонах ангелов «выписаны» многочисленные складки, а на их крыльях- тонкое и изящное оперение, что, безусловно, придаёт скульптурам живость и натуралистичность. Ангелы здесь символизируют спасение – Небесные Силы Бесплотные «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14).
История создания
Над фонтаном на главной площади Сиены, Пьяцца дель Кампо, Якопо Делла Кверча трудился пять лет – с 1414 по 1419 годы. А спроектировал скульптурное оформление Фонте Гайя мастер ещё раньше – в 1408 году. Украшающие фонтан рельефы и статуи имели благородную цель – оказывать влияние на укрепление гражданских добродетелей сиенцев и гостей города. Бортики водоема, окружающего фонтан, в плане образуют прямоугольник и декорированы мраморными рельефами. Центральный рельеф посвящён покровительнице Сиены – Мадонне, её окружают два ангела и девы, символизирующие Добродетели. В скульптурном оформлении водоема переплетаются ветхозаветные и античные темы. Вместе с библейскими сюжетами «Сотворение Адама» и «Изгнание из Рая», здесь присутствуют и статуи легендарных для сиенцев персонажей – Реи Сильвии и Акки Ларенции, матери и кормилицы Ромула и Рема. К сожалению, эти работы музей палаццо Кверча дошли до наших дней в весьма плохом состоянии и были заменены копиями. Оригиналы хранятся в музее палаццо Публико.
В своем творчестве мастер следовал традициям античной скульптуры, которую изучал на примере артефактов Римской империи, сохранившихся в городах Тосканы и проторенессансной пластики своих великих предшественников. Искусство Якопо делла Кверча стоит особняком по отношению к флорентийской, основной линии развития итальянской скульптуры XV века. У мастера не было учеников и прямых последователей, но именно его творчество оказало влияние на Микеланджело.
Отношение автора к вере
О личной жизни Якопо делла Кверча известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров Возрождения. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении всей своей жизни Кверча выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и почти все они были созданы на религиозную тематику. Это оформление соборов, мемориалов и публичных сооружений во многих городах Италии. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и отражают истинные чувства мастера.
Венцом выражения религиозных чувств скульптора стало оформление собора Сан Петронио в Болонье и сиенского баптистерия, над которыми он трудился последние полтора десятилетия своей жизни. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать любовь – божественную и человеческую.
В конце своей жизни Якопо делла Кверча был удостоен должности попечителя главного собора Сиены и отошёл ко Господу в возрасте 64-х лет, провожаемый в последний путь всем населением города.
Биография
Якопо делла Кверча родился около 1371 года в местечке Кверча Гросса, недалеко от Сиены. Первоначальное обучение профессии прошёл у своего отца, Пьетро де Филиппо – ювелира и резчика по дереву. Первую скульптурную работу Якопо выполнил в возрасте девятнадцати лет. Юноша сделал статую сиенского полководца для его торжественных похорон – деревянный каркас из досок он обмотал сеном и паклей и обмазал глиной, смешанной с полотняными лоскутами и клеем, затем покрыл конструкцию белой краской. Получилась лёгкая статуя, внешне похожая на мраморную. После этого духовенство Сиенского собора поручило ему изготовить уже настоящие мраморные статуи ветхозаветных пророков.
В Лукке, куда Якопо уехал от чумы, разыгравшейся в Сиене, он получил заказ на изготовление мемориального памятника Илларии, безвременно ушедшей жены синьора Паоло Гуиниджи. В соборе святого Мартина в 1406 году скульптор выполнил мраморное надгробие в виде саркофага, на боковых стенках которого изображены ангелочки, несущие гирлянду, сверху возлежит красавица Илария, а в её ногах собачка – символ верности. Во время восстания горожан, ненавидевших Гуиниджи, они разгромили капеллу, но Надгробие оставили в целости, впечатлённые его красотой. В 1401 году Якопо уезжал из Лукки во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на лучшее оформление Северных дверей баптистерия Святого Иоанна Крестителя. Он выполнил модель, которая была признана великолепной, но проиграл, как и Брунеллески, Лоренцо Гиберти. Несколько лет Якопо работал в Лукке и Флоренции, а потом вернулся на родину.
В 1408 году синьория Сиены заказала ему оформление Фонтана Радости (Фонте Гайя) на главной площади города. В центре композиции скульптор поставил статую Мадонны, небесной покровительницы города, а вокруг – фигуры семи Добродетелей, младенцев, львов и волков. Украшением фонтана также служили рельефы со сценами из Ветхого завета. Над Фонте Гайя Якопо работал с 1412 по 1419 годы.
Начиная с 1425 года, скульптор в течение двенадцати лет работал в Болонье, над Главным порталом собора Сан Петронио. На широких портальных пилястрах он вырезал десять ветхозаветных сцен, а в арке выполнил мраморные фигуры Мадонны с Младенцем и двух Святых.
После работы над сиенским баптистерием, которую он сделал вместе с другими именитыми скульпторами – Донателло и Гиберти, за свои заслуги перед городом, Якопо делла Кверча в 1435 году был возведен в рыцари и назначен попечителем Сиенского собора. На этой должности он оставался до самой смерти, до 20 октября 1438 года.
Автор текста: Марина Румянцева