Мадонна с кошкой - Джулио Романо (Пиппи)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с кошкой
Мадонна с кошкой
Автор: Джулио Романо (Пиппи)
Местонахождение: Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Произведение: Мадонна с кошкой
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в., маньеризм
Дата создания: 1523 г.

Описание произведения

На полотне Романо мы видим Марию в интерьере богатого итальянского дома. У ног Мадонны – резная деревянная колыбель, на коленях – беспокойный Младенец. Справа от Богородицы, в задумчивости опершись на руку, присела Елизавета – мать Иоанна Крестителя. Обе женщины с интересом наблюдают, как играют их дети. Здесь же, рядом с ними представлены евангельские атрибуты – длинный тростниковый крест и свиток с надписью «Агнец божий». Пространство полотна перегружено деталями и персонажами: на мраморном полу стоят плоские плетеные корзины, заполненные лоскутами тканей, лежит маленькая книга в красном бархатном переплёте. На переднем плане притаилась пестрая насторожившись кошка, а позади св. Елизаветы – собачка. У дальней стены комнаты мы видим роскошное ложе с античной резьбой, украшенное зеленым балдахином, и высокий бронзовый канделябр.

Для того, чтобы сделать сюжет святого семейства более полным: сквозь проём открытой двери, в дальних переходах между комнатами, видна фигура св. Иосифа.

Очевидно, что перед нами произведение, несущее в себе все признаки зарождающегося барокко с его глубокими, тесно заполненными интерьерами, сложными ассоциациями и смятением, когда «дух и материя отделились друг от друга и вступили в борьбу».

История создания

Картина была написана по заказу маркиза Федерико II Гонзаги ещё в Риме, до переезда Романо в Мантуе. В течение всего XVI в. она, вероятно, находилась в коллекции мантуанских герцогов, где её видел небезызвестный Дж. Вазари – автор знаменитых «Жизнеописаний». Потомок заказчика, герцог Винченцо I Гонзага, был покровителем К. Монтеверди и П.П. Рубенса, он слыл человеком расточительным и мало что оставил от художественной коллекции, собранной его предками. «Мадонна с кошкой», например, была отдана некой дворянке из Пармы – любовнице герцога. После смерти герцога, в н. XVII в., наследники его первой жены – семья Фарнезе – конфисковали многие произведения, находившиеся ранее в мантуанской коллекции, в том числе и эту картину Дж. Романо. Позже она была унаследована неаполитанским королем Карлом VII Бурбонским и поступила в музей Каподимонте.

Отношение автора к вере

Романо попал в ученики к Рафаэлю еще, будучи отроком. Мастер любил его и воспитывал как своего сына. Под влиянием божественного гения Романо вырос весёлым и приветливым человеком, щедрым и хорошо воспитанным, хотя одновременно гордым, своенравным и переменчивым. Какими бы ни были детские впечатления Джулио, очевидно, что постоянное нахождение в орбите такого гармоничного художника, покорявшего мягкостью характера и боговдохновенной живописью, озаряло красотой и лиризмом творчество ученика - для этого достаточно взглянуть на позднеримских Мадонн, вышедших из мастерской Рафаэля и написанных в большинстве случаев Дж. Романо по рисункам учителя. Но в самостоятельном творчестве Романо проявляется и другая - более приземленная и страстная составляющая его натуры. Возможно, оба эти полюса находились в постоянной борьбе, усложняя характер и отягощая душу талантливого живописца, который, несмотря на все внутренние противоречия, в полной мере реализовал творческий дар.

Биография

Родился Романо в Риме, о его отце известно, что он был состоятельным владельцем виноградников и виноторговцем; настоящее имя художника – Джулио Пиппи, Романо – прозвище, означающее «римлянин». Будучи учеником Рафаэля с 1509 г., со временем он стал его постоянным помощником. Великий урбинец любил Джулио как собственного сына и старательно занимался его образованием. Романо в совершенстве овладел живописной манерой учителя, однако, сам был склонен к большему драматизму. Как любимый ученик, он принимал участие почти во всех работах Рафаэля (за исключением портретов). Многие поздние произведения Рафаэля практически целиком были написаны Романо по рисункам учителя.

После смерти Рафаэля Романо оказался замешан в скандальную историю: совместно с гравером М. Раймонди он принял участие в творческом проекте весьма сомнительного характера и не угодил в тюрьму только потому, что вовремя успел покинуть Рим. По совету Б. Кастильоне в 1524 г. маркиз Федерико II Гонзага пригласил Романо в Мантую, где он имел возможность проявить себя как архитектор, живописец, декоратор и даже скульптор. Именно в Мантуе магнетическое влияние Рафаэля и его классического стиля постепенно изгладилось, и Романо погрузился в бурные художественные фантазии и излишества маньеризма, в его творчестве проявились особенности, абсолютно чуждые Рафаэлю. Росписи палаццо дель Те поражают воображение неожиданными прорывами архитектурного пространства, экспрессией цвета и неприкрытым эротизмом.

Следуя примеру своего учителя, Романо имел многочисленную армию учеников и помощников, которые работали над фресками и постройками по его рисункам и эскизам. Помимо дворцовых зданий в окрестностях Мантуи он реконструировал кафедральный собор и построил церковь Сан Бенедетто. Внеся концепцию итальянского искусства в художественную жизнь Франции при дворе короля Франциска I, неутомимый итальянец оказал влияние на формирование школы Фонтенбло (Приматиччо был любимым и самым талантливым его учеником).

Джулио Романо был женат. Своего старшего сына он назвал Рафаэлем в память о своем незабвенном учителе и тоже обучал его живописи. К сожалению, мальчик ненадолго пережил своего отца. Умер Романо в Мантуе в 1546 г. и был похоронен в церкви св. Варнавы.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий