Мадонна делла седиа (Мадонна в кресле) - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна делла седиа (Мадонна в кресле)
Мадонна делла седиа (Мадонна в кресле)
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Галерея Палатина (палаццо Питти), Флоренция
Произведение: Малое святое семейство
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в.
Дата создания: 1513 - 1514 гг.

Описание произведения

Картина «Мадонна делла седия» является своеобразным размышлением автора над событиями, произошедшими еще до рождения Иоанна Крестителя и Иисуса, когда их мистическое общение происходило, когда они находились в материнских утробах: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41).

На тёмно-оливковом глухом фоне, совсем близко к зрителю, предстают вписанные в тондо (круг) Мадонна с младенцем и маленький Иоанн Креститель. Мария укачивает Иисуса, в её взгляде сквозят ревнивость и недоверчивость. Она прижимает к себе сына обеими руками, «выдавая желание спрятать его, загородить от окружающих, слить с собой в одно целое». Младенец по-детски цепко держится за мать, мягко повинуясь её воле, однако по глазам видно, что мысли его далеко.

Образ этой крепкой, по-крестьянски румяной молодой женщины меньше всего соответствует традиционному представлению о Богоматери. Прежняя чуть хрупкая нежность флорентийских мадонн Рафаэля сменяется тяготением к большей силе и величию, к жизненной полноте и пленительной женственности. Никогда прежде мастер не воплощал такое чувство ласковой привязанности матери и ребёнка, столь крепких объятий. Здесь Рафаэль показывает себя очень рациональным художником, достигая совершенства абсолютно формальными средствами: персонажи расположены максимально плотно, их наклоненные головы и жесты рук, следуя очертаниям круга, образуют завораживающие концентрические дуги. Композиционная теснота подчёркивает значительность фигур, хотя явно стесняет их движения. Это усиливает атмосферу интимности, наделяя образ несвойственной ему портретной камерностью.

С блистательной точностью выписаны детали: точёная стойка кресла, блистающая золотыми нитями бахрома на полосатой шали Марии. Такое пристальное внимание к деталям можно увидеть в портретах обоих пап: и Юлия II, и Льва X. Краски здесь обретают почти венецианскую колористическую живописность. Недаром в этой работе многие отмечали влияние Тициана. Колористическая гамма выстроена на светлых, тёплых тонах, богатых хроматическими эффектами.

История создания

Картина относится к числу немногих работ, выполненных художником без помощи учеников и даже без специального заказа – для себя. Одеяние Мадонны здесь традиционно состоит из красного хитона и синего плаща, но наброшенная на плечи зеленая шаль и полосатый платок, повязанный на восточный манер, выдают римскую городскую моду. Скромные одежды простолюдинки и ярко выраженное материнское чувство, не преображенное осознанием своей святости, являют нам иконографию, весьма далёкую от какого-либо аристократизма. «Естественность и простота образа не вызывают никакого сомнения, что картина писалась с натуры на одном дыхании». Всё это заставляет поверить в легенду о том, что Рафаэль запечатлел случайно увиденную им на улице девушку, которая кормила младенца, пристроившись на ступенях полуразрушенного древнего храма.

Дальнейшая судьба картины была очень загадочна: после смерти художника она пропала. О ней ничего не писал даже Джорджо Вазари, а в конце XVII в. тондо неожиданно объявилось в частной коллекции Медичи.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, - это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий