Коронование Христа терновым венцом - Антонис ван Дейк

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Коронование Христа терновым венцом
Коронование Христа терновым венцом
Автор: Антонис ван Дейк
Местонахождение: Национальный музей Прадо, Мадрид
Произведение: Коронование Христа терновым венцом
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1618-1620 гг.

Описание произведения

В основе сюжета картины ван Дейка «Коронование терновым венцом» лежит библейская сцена, описанная тремя евангелистами. В тексте Евангелия от Матфея этот эпизод представлен следующим образом: «…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29).

На картине изображен Иисус, сидящий в окружении своих мучителей. Его фигура, выделена светом, что усиливает эмоциональную и смысловую составляющую. Нижняя часть тела Христа покрыта тёмно-синей тканью, оттеняя связанные руки и обнаженное тело, которому художник придал мускулистость и физическую мощь. Голова Спасителя обессилено склонилась к левому плечу.
С искаженной гримасой злобы на лице, закованный в доспехи воин протянул руку, чтобы возложить терновый венец. Позади него стоит старик, опирающийся на алебарду, его лицо выражает сомнение. Еще трое из стражников глумливо поклоняются Царю Израиля и протягивают Ему трость - символ царской власти. На заднем плане видны лица любопытных зевак, заглядывающих сквозь решетку темницы.

История создания

«Коронование Христа терновым венцом» написано совсем еще молодым ван Дейком в период его ученичества в мастерской Рубенса. Влияние наставника ощущается в относительно темной и приглушенной палитре, художественных приёмов светотени и реалистичном изображении анатомии тела. Портретист по призванию, в работах на религиозные темы Ван Дейк очень старателен и скрупулезен, он ищет точные композиционные решения, позволяющие ему соединить материальную телесность со сдержанной экспрессией образов. В этой ранней работе ван Дейк мастерски передал трагизм и ужас происходящего через реализм и достоверность персонажей. Недаром человек, венчающий Христа терновым венцом, закован в латы - это символ скованности грехом и, как следствие, бесчувственности сердца. Собака, традиционно являющаяся аллегорией дружбы и верности, в этом произведении агрессивно лает у ног Спасителя, наоборот, являясь вестником лжи и предательства.
Картину приобрел Филипп IV Испанский, который держал ее в Эскориале до того, как она попал в музей Прадо в 1839 году.

Отношение автора к вере

Антонис ван Дейк родился в набожнойкупеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк.12:48).
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.

По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.

Биография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.

В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий