Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Поясной образ Спасителя занимает все центральное пространство иконы. Красноохристый нимб в половину уменьшен в результате утраты. Правая рука Спасителя согнута в благословляющем жесте, левая держит закрытое Евангелие. Одежды Спасителя являют собой хитон красного цвета с нашитым украшенным камнями золотым клавом, а также гиматий (плащ) темно синего с индиго цветом. Края складок подчеркнуты белильными оживками. Золото, камни и ряды жемчужин, украшающие одеяние и книгу в настоящее время, как и золото фона, исполнены в XVI веке. Крупные черты лика, большие открытые глаза, условная рельефность фигуры сообщают образу торжественное спокойствие, силу и одновременно мягкость. Яркая подрумянка подчёркивает животворящую силу духа божественных энергий.
История образа.
Образ Христа Спасителя является одним из первых и основополагающих символов, открывающих промыслительно возможность иконописания. «Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человек поживе, изображают видимую сторону Бога». (Иоанн Дамаскин. 1-е Слово в защиту икон, гл. ХVI)
Ряд старейших канонических изображений Спасителя на иконной доске или фреске носит название «Вседержитель» (по - гречески "Пантократор"), написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает ещё и догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога.
Именование греч. Κύριος παντοκράτωρ неоднократно встречается в Ветхом Завете: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!». (Вар.3:1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель». (3 Макк.6:2), «во власти Господа вседержителя врата смерти». (Пс.67:21).
В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия: так апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». (2 Кор.6:18). Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (Откр.1:8). Иконографический образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). Византийская мозаика в конхе собора в Чефалу, Сицилия.
Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
Икона «Спас Вседержитель» принесена в дар Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублёва в 1976 году московским живописцем В. Я. Ситниковым, но только в 1985-м специалистам удалось установить, что она из села Гавшинка Ярославской области.
Гавшинка – старинное село. Достоверно известно, что в XVII веке им владел боярский род Долгово-Сабуровых, а с 1640 года оно стало вотчиной Толгского монастыря. Название поселения происходит от имени Гавша, уменьшительного от имени Гавриил. В 1773 году в селе был построен каменный храм во имя Спаса Нерукотворного образа, в приход которого входило 16 деревень. Возможно ранее на этом месте существовал деревянный храм с тем же названием.
Большой размер иконы – 83х123см – свидетельствует о том, что она действительно из иконостаса и стояла первой, справа от царских врат. Слева располагалась «Богоматерь Толгская» XVIII века, которая сейчас находится в Толгском монастыре в иконостасе надвратной Никольской церкви.
Особенности иконописной школы.
Стилистически икона близка поздневизантийской школе иконописи. Мы видим аналогичные построения форм в новгородской иконе прп. Николая Мирликийского со святыми (XIII в. ГТГ.), а также на более поздней (XIV в.) фреске Спаса Пантократора в сербском монастыре Жича. После захвата Византии крестаносцами в 1204 году многие иконописцы были вынуждены переселиться в другие края. С этого момента начинается зарождение иконописных мастерских на Руси, в Сербии, Армении, Грузии. Историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что гавшинская икона Спасителя вряд ли была ввезена из Византии, а написана в русских землях Киева или Новгорода по греческим образцам.
Автор текста: Пётр Цветков.