Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Есть в старинном городе Торжке Тверской губернии замечательная церковь, памятник русского деревянного зодчества XVII века. Здание Старо-Вознесенской Тихвинской церкви, которое, в основе своей, сохранилось до наших дней, было построено на этом месте в 1653 году. И, как утверждают местные краеведы, без единого гвоздя.
Высота храма 34 метра, а срублен он из красного (корабельного) соснового леса. Изнутри все деревянные стены гладко отёсаны, между четвериком в основании и тремя восьмериками, поставленными друг на друга, нет перекрытий. На верхних ярусах сохранилась роспись, достаточно редко тогда используемыми здесь, клеевыми красками. Датируется живопись XVIII веком. На высоком церковном (24 метра) своде – восьмиугольная ниша. Вот в ней-то и была во «времена оны» знаменитая икона-небо с изображением Новозаветной Троицы. Сейчас эта икона – один из главных экспонатов Всероссийского историко-этнографического музея, расположенного в селе Василёво, недалеко от Торжка.
Икона-Небо «Новозаветная Троица» писана темперой по дереву и имеет размеры, если поместить её в условный квадрат, 226,3х226,3 см. Сама икона восьмигранная, по форме церковного «неба», завершающего третий, самый верхний, восьмерик храма. На иконе изображены не три, а две фигуры Святой Троицы. Господь Бог Саваоф и Сын Его Иисус Христос восседают на облаках. А Дух Святой, в виде голубя, парит над Их головами. Фоном голубю – Святому Духу служат два ромба, наложенных друг на друга крест-накрест, от них исходят лучи света. Такой же символ расположен и за головой Бога Отца. Христос держит Евангелие в правой руке, а крест и державу в левой. Бог Отец свою правую руку возложил на эту державу сверху, а левой рукой благословляет. В самом низу иконы, алым цветом, изображены серафимы. По живописному стилю, напоминающему лубок, специалисты относят икону к «крестьянским письмам». Мастер-живописец неизвестен.
После окончания реставрационных работ в Старо-Вознесенской церкви, икона-небо должна вернуться на свое прежнее место – украсить её свод.
История образа.
Двухфигурный образ Троицы из Василёво – не единственный. Иконы с таким сюжетом встречаются достаточно часто, существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». С богословской и канонической точки зрения, эти изображения весьма спорны, так как, во-первых, разделяют единую сущность Святой Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. По Евангелию же «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).
Иконография Бога Отца в виде благообразного старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему». (Дан.7:3-14).
Богословы всегда были против подобных изображений Святой Троицы и многократно предпринимали попытки такую иконографию запретить, как еретическую. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать Господа Саваофа не следует, потому что «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству».
Однако существует версия, что на иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос, но в виде «ветхого днями», который и будет властвовать вечно после Страшного Суда. Существуют даже образы Христа, где Он изображён в виде старца. Например, фреска XII века «Христос Ветхий деньми» в храме Спаса Преображения на Нередице, сейчас утраченная, или греческие миниатюры XIII века.
Основанием для канонического изображения Святой Троицы служат слова Евангелия о том, что Сын явил Отца, а потому Его и нужно изображать как воплощение Святой Троицы. Поэтому лишь такая иконография, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими.
Икона-Небо «Троица Новозаветная», тоже, по сути своей, навряд ли является каноническим образом, но памятником культуры и истории России – наверняка.
Автор текста: Марина Румянцева.