Христос исцеляет расслабленного у купальни - Мурильо Бартоломе Эстебан

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос исцеляет расслабленного у купальни
Христос исцеляет расслабленного у купальни
Автор: Мурильо Бартоломе Эстебан
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Произведение: Христос исцеляет расслабленного у купальни
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: «Золотой век» испанской живописи
Дата создания: 1667-70-е гг.

Описание произведения.

Это произведение в разных источниках также называется «Христос исцеляет парализованного в купальне Вифезда». Сюжет повествует об одном из чудес, которое совершил Иисус Христос. В главе 5 Евангелия от Иоанна рассказывается: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет...». (Иоанна 5:2–5).

В правой части полотна художник изобразил купель, наподобие римских терм. Строгие колонны, крытые галереи и геометрически ровный бассейн, возле которого стоят и лежат страждущие выздоровления. Вся архитектура отодвинута на второй план и выполнена в серо-бежевых тонах, отчего кажется, что она пребывает словно в дымке. И только высоко в хмуром небе, в золотом облаке света парит ангел. Его появления, собственно, и ожидали

те, кто пришел в купель за исцелением. Но ангел, глядя на страждущих сверху, одной рукой указывает влево, где Иисус Христос и трое его спутников разговаривают с лежащим на полу больным мужчиной. Эта сцена и является ключевой в 5 главе Евангелия от Иоанна: «...Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел...». (Иоанна 5:6-9).

Колорит одежд героев представлен богатством теплых, пропитанных светом, локальных красок. Они четко выделяются на фоне на удивление легкого, фактически полупрозрачного архитектурного фона.

Художник наделяет персонажей картины серьезными портретными характеристиками. Можно понять, что трое спутников Христа испытывают разве что некоторую долю любопытства по отношению к парализованному. У него самого на лице читается принятие собственной обездоленности и слабый проблеск надежды, подчеркнутый жестом раскрытой ладони, к которой направлена рука Иисуса. А у самого Господа заметна грусть и сострадание. Но почему художник изобразил Сына Божьего с такой печалью на лике? Только ли это обычное сочувствие? Нет, и об этом можно судить, исходя из «Поучения о расслабленном» богослова, проповедника и святителя, епископа Русской православной церкви Игнатия (Брянчанинова): «...Мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога...».

О грехах человеческих печалится Иисус, о тех, что были и еще будут. И сколько бы ни исцелял Господь людей, больных все рано не счесть, ибо все продолжают грешить, и поэтому снова подвергаются напастям. Казалось бы, замкнутый круг трагичной человеческой жизни, из которого нет выхода. Однако полотно Бартоломе Эстебана Мурильо не выглядит депрессивным - наоборот, в нем чувствуется праздничность и торжественность.

История создания.

«Золотой век» испанской живописи, к которому относится данное произведение, приходится на эпоху барокко. Но здесь нет привычной для этого стиля пышности форм и красок. Напротив, картина словно бы пропитана строгим светом, символизирующим торжеством добра и милосердия. В основе его читается искренняя радость самого художника: «С нами Бог! И имея Его в сердце, все грехи и болезни проходят. Ведь Он пришел для того, чтобы помочь нам».

Бартоломе Эстебан Мурильо стал достаточно известным художником в 28 лет, после выполнения 11 картин, заказанных монастырем ордена францисканцев. Мастер работал быстро и точно, под его кистью легко оживали библейские сюжеты и лики испанских святых. Но в январе 1664 года скончалась жена Мурильо, и это оказалось ударом для художника. С тех пор он почти не писал, пока сначала не появился большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, ставший вспомогательным приходом Севильского собора. После этого художнику предложили расписать алтарную стену церкви монастыря капуцинов.

Отношение автора к вере.

В 1665 году Бартоломе Эстебана Мурильо приняли в Братство Святого Милосердия, - христианскую общину, содержавшую Госпиталь Милосердия, обитель для престарелых и одиноких людей. Организовал этот монастырь Мигель де Маньяра, некогда один из первых донжуанов - дворян при дворе короля Филиппа IV в Мадриде. Но на тот момент Мигель де Маньяра, точно также, как и Бартоломе Эстебан Мурильо, пережил глубокое потрясение после неожиданной смерти своей жены. Это изменило обоих мужчин, и они решили полностью посвятить себя Богу. В стенах обители мастер создал несколько картин, в том числе и «Христос исцеляет расслабленного у купальни».

Несмотря на скорбные обстоятельства личной жизни, в полотнах Мурильо того периода очень чувствуется надежда, которую человек способен испытывать, полагаясь на милосердие Божие и сострадание.

Биография.

Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 году, в Севилье, где его семья за арендовала комнаты в монастырском доме. Мальчик вскоре остался круглым сиротой, и его взяла на воспитание тетка по материнской линии. У Мурильо рано проявились художественные способности, и его отправили учиться к Хуану де Кастильо, испанскому живописцу, работавшему в стиле барокко. Однако юноша интересовался умениями многих других художников-соотечественников. На его творчество оказали влияние и Педро де Мойя, перенявший манеру живописи Антониса Ван Дейка, и, конечно, Диего Веласкес, крупнейший представитель мадридской школы времен «золотого века» испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Мурильо приехал к нему в Мадрид. Веласкес предоставил талантливому юноше возможность изучать и копировать в залах королевских дворцов полотна Тициана, Рубенса и собственные работы. Все это сформировало уникальную художественную манеру письма Мурильо.

В дальнейшем он работал по заказу церквей и монастырей, занимаясь росписями и созданием картин на христианскую тему. В 1645 году художник вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, и она родила ему пятерых детей.

Время, которое мастер проводил с семьей, было очевидно счастливым: в эти годы художник создал большинство своих полотен, ставших впоследствии признанными шедеврами. Увы, в 1664 году донья Беатрис умерла, и это подкосило мастера: он решил окончательно отказаться от живописи. Однако в этот момент ему предложили новый крупный церковный заказ, и постепенно он начал возрождаться к жизни. Огромное позитивное влияние на художника оказало знакомство с доном Мигелем де Маньяра и вступление в Братство Святого Милосердия. За 7 лет проведенных в этом монастыре живописец создал множество новых шедевров.

В 1682 году 65-летний Мурильо приехал в Кадис, чтобы написать для капуцинского монастыря большую алтарную картину. Работая над ней, он по неосторожности упал с подмостков и разбился. Травма оказалась смертельной - через несколько месяцев художник скончался. Алтарную композицию уже закончили его ученики.

Автор текста: Светлана Королева.





Оставить комментарий