Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
*****
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звёзды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
Описание произведения.
В произведении «Душа грустит о небесах» Сергей Есенин пишет о вечной тоске поэта по миру небес. Там зачинается жизнь Вселенной, там рождаются и откровения о жизни земной. Поэт «грустит о небесах», потому что его душа — «нездешних нив жилица». (Лк.17:21). И поэтому в шелесте листьев: «Люблю, когда на деревах / Огонь зелёный шевелится», — Есенин видит отражение Божественной реальности. Мотив тайны часто встречается в произведениях поэта (к примеру, в стихотворении «Там, где вечно дремлет тайна...», «Край любимый! Сердцу снятся...» и т. д.) и является своеобразным именем Бога в художественной реальности Есенина.
Мир запредельной природы, райского сада — источник творческого вдохновения для поэта. Небо — это ещё и раскрытая книга, которую нужно суметь прочитать. Поэт видит, как внимательны деревья к откровениям тайны: «То сучья золотых стволов, / Как свечи, теплятся пред тайной», как они слышат и принимают небесные глаголы: «И расцветают звёзды слов / На их листве первоначальной». — Поэзия вершится и в природе, когда тайные знаки небес вспыхивают зелёным огнём, звёздами слов, водными отражениями кометы.
Поэт научился читать глаголы земли в природе: «Понятен мне земли глагол», но глаголы небес ему неподвластны. Желание его простирается дальше — он мечтает выразить Божественную реальность непосредственно, в звёздных словах, но не может. Не может он и забыть о «небесах»: «Но не стряхну я муку эту». Поэт сравнивает себя с долиной, в воде которой отразилась комета – видение, к которому не дотянешься рукой. От этой муки нельзя отмахнуться, поскольку космическая, Божественная реальность постоянно присутствует в жизни поэта: «Так кони не стряхнут хвостами / В хребты их пьющую луну». Последние два стиха — то ли молитва, то ли надежда: «О, если б прорасти глазами / Как эти листья, в глубину». — Поэту жизненно необходимо «прорасти глазами» в ту немую глубь небес, где рождается Слово. Это Слово, с которого всё началось, которое есть Бог и жизнь: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков». (Ин. 1:1-4).
История создания.
Стихотворение «Душа грустит о небесах» относится к периоду имажинизма в творчестве Сергея Есенина. В основе этого литературного направления лежал «образ, и только образ. Образ – ступнями от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудие производства мастера искусства». Поэты-имажинисты стремились к разрушению старого мира искусства и созданию радикально нового творческого языка.
В первопечатном тексте стихотворение Есенина «Душа грустит о небесах» было посвящено Александру Борисовичу Кусикову – поэту, который познакомился с Есениным в 1918 г., одному из четырёх лидеров имажинистского объединения. В.Г. Шершеневич писал: «...легче было сосчитать часы, которые мы, Есенин, Мариенгоф, Кусиков и я, провели не вместе, чем часы дружбы и свиданий». Есенину посвящено стихотворение Кусикова «Кудри день. — Это ты в гранях города гость...», помеченное апрелем 1919 г., взаимосвязь с которым видна в стихотворении Есенина.
Вместе с Кусиковым Есенин в 1921 г. выпустил сборник «Звёздный бык». Отмечая крайнюю разнородность поэтов-имажинистов, некоторые критики, вместе с тем, находили определённые интонационные и стилистические переклички между стихами Есенина и Кусикова.
В мае 1922 г., когда Есенин приехал в Берлин, и позже, когда Есенин возвращался в Берлин из Америки, А.Б. Кусиков участвовал в их совместных публичных выступлениях. Ему же была посвящена первая публикация цикла «Москва кабацкая», имя Кусикова встречается и в ранней редакции одного из стихотворений цикла («Пой, Сандро! навевай мне снова...»). После возвращения Есенина на родину их общение прервалось.
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.
Составитель текста: Горюнов Валерий Валерьевич.
*****
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звёзды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну...
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.