«Царь Давид» - Гюстав Моро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Царь Давид»
«Царь Давид»
Автор: Гюстав Моро
Местонахождение: Музей Хаммера, Лос-Анджелес, США
Произведение: «Царь Давид»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1878 г.

Описание произведения

Вдохновение Гюстава Моро вызвано образом библейского исторического персонажа Давида. На картине он представлен как автор Псалтири и израильский царь. У ног Давида присел огненнокрылый ангел, одежда которого сияет неземным блеском. Рукой ангел легко прикасается к струнам музыкального инструмента, извлекая сладкозвучную музыку небесных сфер. На монументальном троне внемлет ангельскому откровению пророк. Его задача — перевести откровение израильскому народу, не утратив смысла и оставив его таким же прекрасным.

Картина раскрывает художника, как талантливого колориста и орнаменталиста. Она насыщена множеством подробных деталей, которые завораживают своей таинственной иносказательностью. Постамент и возвышающийся на нем трон выглядят прочно и незыблемо. Затейливо расписанные массивные колонны устремлены ввысь, между ними царских размеров лампада с ровным белым пламенем. Вдали открывается пейзаж, по красоте достойный называться землёй обетованной. Предметы, изображенные на картине, помогают глубже понять задумку автора. По краям тронного постамента дорогие массивные кадильницы и струйки фимиама восходят прямо ввысь. Высоко под потолком большая лампада: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела». (Мф.5:16). Украшение трона, белый голубь (символ Святого Духа) наводят мысль на другого Царя, Мессию. Вдали зарево рассвета: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». (Мал.4:2).

История создания

«Царь Давид» — одно из уникальных полотен французского символиста Гюстава Моро, созданное им в 1878 году. Жизнь Давида насыщена событиями и неразрывна связана с библейской историей, Сам Спаситель является его потомком по плоти. «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов». (Мф.22:41-42). Давиду довелось быть пастухом, воином, беглецом, притворяться сумасшедшим, быть пророком, царем и поэтом. Такой многогранный образ не может не привлекать деятелей искусства. Чаще всего он изображается как отрок, с благословения Бога Израилева, побеждающий великана-воина или в эпизодах, связанных с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина. Моро выбрал другой взгляд на известного персонажа. Для него Давид — одухотворенный псалмопевец, поэзия которого полна символизма, такого пленительного для современников художника и близкого самому Моро.

Отношение автора к вере

Всматриваясь в жизнь такого уникального художника, как Гюстав Моро, с позиции христианской веры, сразу вспоминаются слова апостола: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». (1Пет.4:10). Чем больше дар, тем выше ответственность перед Создателем. Душа, получившая большой залог осознает его ценность и свою ответственность. В традиционном христианском понимании это удаление от мира, пост, молитва, внимательная жизнь. В поступках Моро присутствуют жертва служения, отречение от суетности, стремление к созерцательности и удивительное трудолюбие, при отсутствии необходимости зарабатывать на жизнь. Над своими картинами Моро работал подолгу, иногда по несколько лет, постоянно добавляя все новые и новые детали. Иногда художнику не хватало места на холсте, и он подшивал дополнительные полосы. С годами Моро все больше верил в то, что он остается последним хранителем традиций, и редко с одобрением отзывался о современных художниках, даже о тех, с которыми был дружен. Моро считал, что живопись импрессионистов поверхностна, лишена морали и не может не привести этих художников к духовной гибели.

Сам Моро не хотел признавать себя ни уникальным, ни оторванным от времени, ни, тем более, непонятным. Желая обезопасить себя от нежелательных интерпретаций, он часто сопровождал свои картины подробными комментариями и искренне сожалел, что «до сих пор не нашлось ни одного человека, который мог бы всерьез рассуждать о моей живописи». Став наставником в Академии изящных искусств, он раскрывает тайны своего мастерства ученикам. В конце жизни Моро завещает свой дом и картины государству, в надежде, что они послужат людям после его смерти.

Через свои картины Гюстав Моро продолжает говорить с нами, жаждет открыть нам ту Истину и Красоту, которые были явлены ему за жертву самоотречения и трудолюбия.

Биография

Гюстав Моро родился 6 апреля 1826 года, в зажиточной парижской семье: его отец был архитектором, а мать — талантливым музыкантом. В детстве Гюстав часто болел и, подолгу находясь дома, рано начал рисовать. Родители поощряли интерес ребенка к рисованию и приобщали его к классическому искусству. В 1844 году, по окончании школы, юный Гюстав посещал мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуара Пико, где получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены. Моро стал учеником Теодора Шассерио. Обучение здесь было крайне консервативным. Моро считал, что очень многим в творчестве обязан Шассерио, своему другу и наставнику, рано ушедшему из жизни.

С 1849 года Гюстав Моро начинает выставлять свои работы в Салоне — выставке живописи, скульптуры и гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне Лувра. В 1852 году отец Моро купил для него дом под номером 14 на улице Ларошфуко, на правом берегу Сены, недалеко от дворца Сен-Лазар. В этом престижном месте, в роскошном особняке, Моро устраивает на третьем этаже свою мастерскую.

В 1841 и 1857 годах Гюстав совершает творческие путешествия в Италию. Отныне он усваивает характерный, проникнутый духом романтизма, стиль — застывший, чуждый движению и действию. Вернувшись домой осенью 1859 года, Гюстав Моро ограничил до минимума контакты с внешним миром и со рвением принялся писать. В это время он познакомился с гувернанткой Александриной Дюре, влюбился и, несмотря на то, что категорически отказался жениться, был верен ей более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году, художник посвятил ей одно из лучших полотен – «Орфей у гробницы Эвридики».

На протяжении 1860-х годов, произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью. Критики называют художника спасителем жанра исторической живописи. В 1888 году его избрали членом Академии изящных искусств, а в 1892 году 66-летний Моро стал руководителем одной из трех мастерских Школы изящных искусств. Его учениками были молодые художники, прославившиеся уже в XX веке — Жорж Руо, Анри Матисс, Альбер Марке.

В 1890-х годах здоровье Моро сильно ухудшилось, и художник решил вернуться к незаконченным работам, пригласив в помощники некоторых своих учеников. Единственное, к чему он теперь стремился — превратить в мемориальный музей свой дом. Он торопился, с энтузиазмом размечал будущее местоположение картин, расставлял, развешивал их — но, к сожалению, не успел. Моро умер от рака 18 апреля 1898 года и был похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с родителями. Он завещал государству свой особняк вместе с мастерской, где хранилось около 1200 картин и акварелей, а также более 10000 рисунков.

Составитель текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий