yandex

Борьба Иакова с Богом - Александр Андреевич Иванов

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Борьба Иакова с Богом
Борьба Иакова с Богом
Автор: Александр Андреевич Иванов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Библейская история о борьбе Иакова с Богом
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: классицизм, академизм
Дата создания: 1849-1858 гг.

Описание произведения.

Библейская история о борьбе Иакова с Богом — один из сокровенных моментов Ветхого Завета. Именно этот хрестоматийный сюжет выбрал Александр Иванов для своего «Библейского цикла». Иаков, правнук Авраама, стал отцом израильского народа после того, как принял состязание со Всевышним.

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». (Быт. 32:24-28).

Акварельный набросок Александра Иванова очень лаконичен, схватка Бога с праотцем Иаковом изображена в классической модели греческой борьбы. Да и сам Господь-Саваоф прорисован как античный бог. Графический контур Соперника Иакова не заполнен цветом, что делает фигуру Бога бесплотной, холодной. Гораздо более живая фигура самого Иакова, жилистого, сильного, длиннобородого старца, мощно сжимающего руками Бога. Изображена именно та минута, когда Господь касается бедра Иакова, и поражение праотца близко. Экспрессия этой сцены достигается за счёт перекрестия и игры напряжённых рук. Сквозь лёгкие намётки угадывается антураж: брошенная со сна одежда Иакова, пустынная местность, где он был застигнут врасплох.

История создания.

В последнее десятилетие своей жизни, в 1849 - 1858-й годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».

Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвящённый сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Художник хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» — прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим неосуществлённым фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный библейский цикл был призван «увенчать все усилия учёных и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которая предлагала новейшая литературная учёность. Для Александра Иванова стала открытием книга «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса. Иванов увлёкся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.

Художник своими эскизами ищет форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором Иванов видит фундамент возникновения искусства христианского. По тонкому замечанию одного из исследователей, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в своё время на эллинизм при сложении византийского искусства».

Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были оценены критиками А.И. Бенуа и В.В. Стасовым как вершина его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».

Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении 8-ми лет, т. е. с 1849 до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Что это так, тому довольно доказательств: первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся лёгким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на котором настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова был свой собственный стиль. Он обрёл свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей — римских, тосканских, он приблизился к действительно европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам европейских путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности и живо переносят в местности Ветхого Завета и Евангелия.

Александр Иванов жил библейскими рисунками, как единственною задачею своей жизни, поэтому каждое отдельное значение, ведшее его к выполнению этой задачи, было ему безмерно важно, дорого и интересно.

Эскизы Иванова воспроизводят готовность древнего мира к неожиданным метаморфозам и предрасположенность живущих в этом мире людей к переживанию чуда.

Отношение автора к вере.

Большинство произведений автора написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика — основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н.В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведёт жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову в письме последнего Гоголю, апрель 1844 г. [Боткин, с. 165]). Среди работ Александра Иванова есть портрет Н.В. Гоголя (1841 г.). По выражению И.С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова» (Тургенев, 1861 г., с. 76). Тем не менее, связи Александра Иванова с А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.

Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народ и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но всё, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий, сами же герои выполнены ровно, спокойно, без всплесков экспрессии и чувства. Какую противоположность этому представляют иллюстрации Иванова к Ветхому Завету, живые, эмоциональные, с историческими реалиями, вдохновленные тщательным изучением библейской археологии.

Биография.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.

За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счёт за границу, для дальнейшего усовершенствования, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободрённый успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857 гг.), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность

В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил свой организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с лёгкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, похоронен был на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (впоследствии перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры).

Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.




Оставить комментарий