Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
О сюжете этой картины повествуют стихи 28 - 33 главы 1 Евангелия от Луки: «…Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца....» (Лк.1:28-33).
Композиция картины имеет интересное решение; две диагонали – луч, исходящего с неба и линия архитектурной детали за колоннами, незримо соединяются над молитвенником, раскрытым у Марии на аналое. Богородица представлена преклонившей колени, смиренно читающей молитву. Она не видит ангела, явившегося к ней с вестью, но воспринимает его слова всем сердцем. Жест правой руки небесного посланника означает, что он сейчас говорит, а в левой у него находится белая лилия, олицетворяющая собой непорочность Марии.
В образах, изображенных на картине, о том, что ангел незрим для Марии, может свидетельствовать покрывало, разложенное на балюстраде. Но весть небесного гостя ей явственна, поэтому корзина у ног Богородицы остается приоткрытой. Рядом с аналоем также изображено яблоко, как символ грехопадения и перепел, означающий чудесное спасение. Это тоже является частью послания, которое Господь передал не только Марии, но и всем людям: Иисус в человеческом мире для того, чтобы избавить его от зла.
История создания
Тициан написал эту картину по заказу братства Скуолы Сан-Рокко в Венеции. Изначально полотно было помещено над одной из арок площадки главной лестницы, которая соединяет зал первого этажа с верхним залом здания Большой Скуолы. Сейчас эта картина является одной из достопримечательностей дворца и украшает вход в Зал Альберго той же самой Скуолы Сан-Рокко.
Отношение автора к вере
Если взглянуть на список и хронологию работ Тициана, то становится понятен один немаловажный факт – и раннее и позднее его творчество отмечено обилием работ именно на религиозные сюжеты. Юность и последние годы художника проходили в атмосфере неотвратимой смерти от чумы, уносящей родных и близких.
При этом Тициан – один из самых ярких представителей эпохи Возрождения, в творчестве которого главным является человек, прекрасный и возвышенный. И при этом в его работах прослеживается именно христианский взгляд на мир и на человека.
Известно, что Тициан был прекрасно образован, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании, поэтому среди друзей и коллег имел репутацию религиозного мыслителя. Невероятная глубина христианского содержания, тонкость и психологическая точность, которую можно видеть в его росписях и божественных образах, ярко свидетельствует о том, каким внимательным и понимающим христианином был Тициан Вечеллио.
Биография
Тициан Вечеллио родился в городе Пьеве ди Кадоре, неподалеку от Венеции. Точная дата его появления на свет неизвестна, у разных авторов она колеблется между 1485 и 1490 годом. В семье Вечеллио, инспектора шахт и начальника народного ополчения, было 4 детей, и все они жили в достатке.
В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал Венецию и стал учиться и работать в мастерской Себастьяно Цуккато, потом у художника Джентиле Беллини, а затем уже у Джованни Беллини, где познакомился с Лоренцо Лотто, Джорджоне и другими венецианскими живописцами.
Тициан не имел законченного высокого образования, но обладал пытливым умом, дружил со многими литераторами, например, с поэтом Пьетро Аретино.
К 1516 году Тициан упрочил свои позиции ведущего венецианского живописца, выполнил множество прекрасных работ. Через год ему было присвоено звание Первого художника Венецианской республики. Мастер активно занимался вырабатыванием собственного стиля живописи, тщательно изучая приемы и методы выдающихся мастеров кисти.
В 1525 художник зарегистрировал брак с Чечилией, подарившей ему 2 сыновей и 2 дочерей.
В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего своего визита император пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского.
В 1545 Папа Павел III пригласил Тициана в Ватикан. Здесь художник не только работал, но и получил возможность познакомиться с Микеланджело и его творчеством.
Мастер много путешествовал не только по Италии, побывал в Испании и Германии.
Жизненный путь гениального живописца оборвался в 1576 году. Тициан Вечеллио скончался возле холста с кистью в руке.
Несмотря на приказ о сожжении тел всех погибших во время чумы, гроб великого живописца было предан земле на территории венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Составитель текста: Светлана Королева.