Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Сюжет, изображенный на картине, иллюстрирует евангельскую историю, описанную сразу у трех святых евангелистов – Марка, Матфея и Луки. Евангелисты Марк и Лука начинают свое повествование одинаково: «Приносили к Нему детей (младенцев)…», в то время как апостол Матфей говорит: «Приведены были к Нему дети…». Далее все евангелисты говорят о цели, с которой приводили (приносили) детей – «чтобы Господь прикоснулся к ним». Ученики же «возбраняли», «не допускали» приносящих детей. Увидев это, Иисус сказал им: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, таковых есть Царство Небесное». На этом апостол Матфей завершает речь Спасителя, а апостолы Марк и Лука продолжают пересказ слов Христа: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в Него». После этих слов у апостола Луки завершается повествование об этом эпизоде, а апостол Матфей дополняет: «И обняв их, возложил руки на них и благословил их». Апостол Матфея дополняет сюжет следующими словами: «И, возложив на них руки, пошел оттуда».
Этот краткий, но очень важный для понимания смысла христианской жизни, эпизод стал сюжетом картины Карла Павловича Брюллова.
В центре картины на возвышении Брюллов изобразил стоящего посреди толпы людей Христа. Лик его спокоен, глаза опущены, обеими руками он прикасается к макушкам младенцев, принесенных матерями к Нему. Женщины с мольбой смотрят на Господа, подводя и протягивая сидящих на их руках младенцев. За спиной Христа справа от Него - двое учеников, вероятно размышляющих о только что обращенных к ним словах Христа. Темные фигуры на заднем фоне передают зрителю ощущение, что только что Господь проповедовал, учил народ, но вот увидел принесенных к Нему детей и пришел к ним, оставляя на время своих слушателей и учеников. Он выделяет и словом, и делом детей, как особых избранников Божиих, которым призывает подражать своих учеников и всех, желающих наследовать Царство Небесное. Именно эту мысль передает художник, светом, цветовой гаммой и детальностью проработки фигур выделяя группу женщин с детьми и самого Христа, отводя им центральное место на переднем плане картины. Остальные фигуры, здания, маленькая часть пейзажа – это только фон происходящего важного действа: благословения Христом детей.
Возможно, в окончательном варианте (перед нами неоконченный эскиз) картина получила бы несколько иное воплощение, но даже в этом неоконченном варианте главная мысль евангельской истории передана мастерски верно.
История создания.
Написание картины «Благословение детей» приходится на итальянский период жизни Брюллова. На средства, выделенные Обществом поощрения художников, в 1822 году он едет вместе с братом Александром в пенсионерскую поездку в Италию.Картина «Благословение детей» - одна из отчетных работ, которую Брюллов должен был отправить в Санкт-Петербург для Общества поощрения художников. 22 ноября 1824 года он пишет своему брату Александру: «Меня Общество благодарит и, кажется, довольно своим выбором (т. е. нами) и предлагает три сюжета: первый — Патронов царской фамилии, второй — «Благословение детей» («Сих бо есть Царствие Небесное»), которым теперь и занимаюсь, третий — святую фамилию». Были и личные мотивы у художника выбрать именно этот сюжет. В 1824 году у Карла Павловича умирает малолетний брат Павел и, разрабатывая эскиз этой картины, он словно изливает свою печаль от ранней утраты. Главный вопрос мучает его душу - почему кому-то суждено дожить до глубокой старости, а кого-то Господь призывает в таком нежном возрасте? Обладая с детства некрепким здоровьем, Брюллов сам постоянно ощущал дыхание смерти за своей спиной. Не случайно он однажды произнес такую фразу: «Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными щипцами».
Картина «Благословение детей» так и не была окончена Брюлловым. В качестве отчетной работы он посылает в Общество поощрения художников картину «Итальянский полдень», которая получила нелестный отзыв за отход от принципов академизма, за реалистичность сюжета, после чего его исключают из общества и снимают стипендию. Начинается самостоятельный период жизни художника.
Отношение автора к вере.
Карл Брюллов происходил из рода французских гугенотов, его предки были протестантами в католической стране, которые во избежание гибели бежали в Россию. Прадед Карла Брюллова – Георг Брюлло, поступил в 1773 году литейщиком на фарфоровую мануфактуру в Петербурге, а его внук (отец Карла Павловича) Павел Иванович Брюлло – уже был мастером резьбы по дереву и преподавал в Академии Художеств. Сам Карл Павлович по вероисповеданию был протестантом, но это не мешало и ему и его братьям выполнять церковные заказы, писать иконы. В Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом он знакомится с настоятелем – святителем Игнатием Брянчаниновым, который дает весьма нелицеприятную оценку деятельности выпускников Академии Художеств по написанию православных икон, говоря, что «воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон». Что касается личной переписки, то святитель в письме к Брюллову говорит о нем, как о «жаждущей душе», что в душе его «всегда было высокое стремление», призывает обратиться к вечной красоте, из которой «не дышит смерть, но отзывается вечная жизнь».
Биография.
Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья
Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.
В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.).
В 1833 г. картина «Последний день Помпеи» совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию, где её ждал триумф. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.
На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.).
Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.
Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.